Пребыванию в молитве и правильной молитвенной тональности посвящено множество важнейших мест в богословском наследии преподобного Исаака Сирина. Митрополит Илларион в своей работе “Духовный мир преподобного Исаака Сирина” пишет следующее, – «Читая его творения, можно не только составить достаточно полное представление о том, как молился он сам и другие члены Церкви Персии его времени: можно получить подробные сведения о теории и практике молитвы во всей вообще восточно-христианской традиции. Поэтому писания Исаака были школой молитвы для его современников: они оставались и продолжают оставаться такой школой для многих христиан в разных частях мира, где читают преподобного Исаака и следуют его советам».
Всякая добродетель, рожденная от веры в Господа нашего Иисуса Христа, и имеющая собранный целомудренный ум – есть здравие души. Страсти не естественны для души и приводят ее к болезни. Молитва духовная- добродетельна, она через соединение чувственного и разумного в человеке Духом Святым оздоравливает душу, очищая сердце «когда оно освобождается от всякого сочувствия к предметам страстей» и «ум, когда он исполнен помышлений чистых, святых и божественных», вместо суетных, пустых, греховных. Начало помрачения ума прежде всего «наступает от лености к Божией службе и к молитве». В связи с этим молитва как форма добродетели жизненно необходима для души, как воздух для тела, иначе помутнение ума может привести (без должного сокрушения) к погибели души для будущего века.
Рассмотрим главные свойства духовной молитвы, которые ведут к искоренению недугов души. Сохранением в себе простой веры и смирения обретается милость, помощь и «словеса, изрекаемые в сердце Богом хранителю» наполняют ум. «Когда человек предстанет в молитве перед Богом, следует ему стать в помысле своем как бы муравьем и, не говоря чего-либо от знаний своих, мыслями младенческими приблизиться к Нему и так ходить пред Ним, дабы принять отеческое Промышление о нас. Ибо сказано: храняй младенцы Господь (Пс. 114)». И в молитвенном прошений прийти в такую меру (через дисциплину себя), когда удалится от всего земного и немощного мира и воспоминаний о том, что в мире. «Укрепление в этом намерении волей своей наряду с чистотою мыслей, довериться Самому Богу более, нежели себе самому и понудить себя уповать на Него более чем на душу свою, и тогда вселиться оная неведомая сила, и почувствует человек, что с ним несомненная сила».
Сила Духа – плод добродетели, который рождается в молитве в результате упоения верою и глубоким смирением пред всем видимым и невидимым, через терпение с кротостью и любовью хранимым в себе Духом мирности и утешения. Такая молитва приносит лишь плоды добрые святым Духом питаемые — это и есть свидетельство о ней как о добродетельной. «Рождение сей молитвы зависит так же, как скоро человек отринет от себя всякую видимую помощь и человеческую надежду и пойдет во след Иисуса Христа; тогда последует за ним и благодать, которая будет открывать ему силу свою в разных вспоможениях». И как пишет прп. Исаак Сирин: «всякая добродетель именуется крестом, когда исполняет заповедь Духа».
Молитва как добродетель – есть моление, включающее в себя или прошение, или благодарение, или хваление обязательно при своей чистоте это охранение ума от примешиваемых помыслов (свойственных для нашего ума) суетных, нарушающих трезвенность и внимание на молитве. «Обычно ум – домостроитель чувств и помыслов и царь страстей», – пишет св. Исаак Сирин. Пока не водвориться Дух Разума ум человека в труде должен отгонять и бдеть над собой, не принимая внутрь себя мирских страстей особенно на молитве, которая именуется добродетельной в сем устремлении человека. «Для этого во время молитвы прошений следует утвердиться в уповании на Бога — это есть лучшая часть благодати веры», – отмечает в своих трудах прп. Исаак Сирин.
«Утверждение в вере, которая доводится в молитве до несомненности в уповании, не может быть достигнута людьми некрещенными, растленными (страстями), но по мере молитвенного трезвения и исправления человек может приблизиться к Богу через исполнение заповедей и несомненную веру в Него. Господь может удерживать при этом свою помощь к вопиющему лишь для того» (пишет св. Исаак Сирин), чтобы человек укрепился в подвиге молитвы, закалился в страданиях мужеством и верою и через смирение свое в молитве, таким образом, приобрел силы против страстей, для очищения ума и сердца, которые Дух Святой подает по благодати веры через Спасителя нашего Иисуса Христа.
«Предел молитвы чистая молитва (духовная молитва), переходящая в ведение. Как все законы и заповеди Божии даны людями (по слову святых отцов) имеют пределы чистоты сердца, так и молитва имеет пределом своим чистую молитву. А от чистоты до внутреннего пребывания не будет уже молитва иметь пределы ни движения, ни плоти, ни прошения, ни вожделения».
После чистой молитвы ум доводится до полной свободы принятия разумения Божественных тайн в безмолвии. Молитва есть подготовка ума к восприятию ведения через созерцание сути вещей в истине. Ее суть делание, попечение, желание, прошение и наконец непрестанное устремление к Богу.