«Павле, уста Господня, основание учений, иногда убо гонитель Иисуса Спаса, ныне же и первопрестольник апостолов быв блаженне. Тем же неизглаголанная видел еси мудре, даже до третияго небесе возшед, и взывал еси: приидите со мною, и благих не лишимся» [Минея. Июнь.].
Апостол Павел – величайший проповедник христианства I века среди язычников, вследствие чего назван «апостолом язычников». Благодаря его проповеди образовались центры христианства в важнейших центрах Азии (Антиохия Писидийская, Ефес), на островах Крит и Кипр и по всему северному побережью Средиземного моря в Европе (Филиппы, Фессалоники, Коринф, Афины…). «Бесспорно всячески, что на миссионерском поприще более всех выделялся Апостол языков (1Кор.15:10), покоривший Кресту всю поднебесную (Кол.1:23) через его утверждение до самого Рима. … и весь ход апостольской истории, вызвавший собою христианскую, определяется преимущественно трудами святого Павла». Служение проповеди Евангелия он совершал с удивительным самоотвержением, пренебрегая всеми затруднениями и опасностями.
Слова, раскрывающие апостольскую сущность миссии Павла: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11, 12). «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас» (2 Кор. 5:20). Деятельность апостола Павла выражалась не только в миссионерских трудах – он является одним из самых плодовитых писателей первого века. Ему принадлежат 14 посланий, общий объем которых превосходит объем писаний любого другого апостола. Его послания написаны в различное время и по различным обстоятельствам, но все они составляют яркое выражение его религиозного и нравственного опыта богообщения. «Только святой Павел и в своей жизни и в своих посланиях со всей ясностью отмечал свое понимание в его соответствии с благовестием Искупителя. Можно даже сказать, что в этом заключается преимущественная особенность его проповедования».
«Поскольку мне через откровение возвещена тайна, то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым. Мне дана благодать сия — благовествовать язычникам неизгладимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф. 3:3 – 5, 8, 9). Апостол Павел как богослов имел чрезвычайно большое влияние на раскрытие христианских догматов. Под влиянием мысли апостола Павла находились святой Ириней Лионский, Тертуллиан, святой Ипполит Римский, святитель Афанасий Великий, патриарх Иерусалимский Кирилл, святитель Василий Великий, Григорий Богослов, блаженный Августин, патриарх Александрийский Кирилл и другие Отцы и Учители Церкви. В посланиях апостола Павла мы видим фундаментальную богословскую систематизацию истин христианского вероучения, которая в руках образованнейшего из апостолов нашла себе гениальное литературное выражение.
«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). С древних времен до настоящего времени на послания апостола Павла писали толкования: Ориген; святитель Иоанн Златоуст; Амвросиаст; блаженный Иероним Стридонский; блаженный Феодорит, епископ Кирский; архиепископ Болгарский Феофилакт; Евфимий Зигабен; святитель Феофан Затворник — вот перечень только самых знаменитых имен. Жизнь и послания апостола Павла служат предметом обширной богословской литературы. Творения апостола Павла до сего дня вызывают неподдельный интерес, развивают и питают богословскую мысль. «В благовестии святого апостола Павла мы имеем ключ и к Евангелию Христову, и к истории Церкви Христовой».
Говорит о нем святой Иоанн Златоуст: «Он не только первоверховный апостол, но больше апостолов, единственный в своем роде, по силе данной ему от Господа благодати, по святости и непорочности жизни, по обаянию его личности на всех людей, и, наконец, по непревзойденным никем его апостольским трудам. Он, поистине, велегласный проповедник истины, учитель языков и уста вселенной, сосуд избранный, столп Церкви, земной ангел и небесный человек».
«Яже по вся грады вязания и скорби твоя, кто исповесть, славне апостоле; или кто представит подвиги и труды твоя, ими же трудился еси во Евангелии Христове, да вся приобрящеши, и Христу приведеши Церковь; но сию проси сохранити доброе твое исповедание, даже до конечнаго издыхания, Павле апостоле, и учителю Церквей».