Храмовый комплекс расположен на ровной местности, на юго-восточном краю села. В 1767-73 гг. по заказу вотчинника секунд-майора А.Ф. Аксакова построена деревянная Успенская церковь рядом с древним храмом того же посвящения, вскоре, очевидно, разобранным. Ныне существующее здание сооружено на средства прихожан в 1860-75 гг. на основе одного из образцовых проектов К.А. Тона, а деревянная церковь сгорела в 1861 г. Строительство вел крестьянин Балахнинского уезда Нижегородской губернии А.А. Блинов. Ограда вокруг кладбища с башнями и Святыми воротами, а также столб-часовня (вероятно, на месте деревянной церкви) возведены, очевидно, в те же годы. Западный притвор пристроен к колокольне, вероятно, в нач. 20 в. Большая часть росписей в интерьере утрачена в кон. 20 в. В храме – это Новозаветная Троица и Небесное воинство на своде восьмерика, евангелисты на парусах, “Проповедь Христа в храме” на западной стене четверика; в апсиде – “Поклонение Распятию” в конхе, Христос на троне в центральной нише, “Снятие с креста” на стене между окнами; в трапезной – Отечество и Небесное воинство на центральном своде, “Сошествие Святого Духа” на восточной стене северного придела. Все постройки комплекса кирпичные и, за исключением столба-часовни, оштукатурены. Пример хорошо сохранившегося характерного для периода эклектики сельского комплекса с церковью и оградой с башнями.
Территория комплекса, занятая кладбищем, имеет очертания неправильного шестиугольника, близкого к прямоугольной форме, вытянутой в направлении север-юг. Вдоль ее самой длинной, западной, стороны проходит сельская улица. Господствующая в комплексе и в окружающем ландшафте церковь Успения стоит в южной части кладбища, по периметру обнесенного оградой с четырьмя одинаковыми угловыми башнями. В линии ограды по оси церкви, с запада от нее, расположены Святые ворота, выходящие на сельскую улицу. В средней части кладбища находится столб-часовня.
Продольно-осевая композиция церкви Успения складывается из одноглавого храма с полукруглой апсидой, прямоугольной трапезной с двумя приделами (Николая Чудотворца и Сергия Радонежского) и трехъярусной колокольни, к которой с запада примыкает деревянный притвор каркасной конструкции. Четверик храма, вытянутый по поперечной оси, несет широкий приземистый восьмерик-барабан с более узкими диагональными гранями, некогда завершенный массивной маковичной главой. С востока к нему примыкает крупная полукруглая апсида, а с запада – равная по ширине трапезная под двускатной кровлеи и трехъярусная колокольня с маковичной главой. Стройную композицию колокольни составляют нижний ярус-четверик с боковыми пристройками и два верхних восьмигранных яруса с узкими диагональными сторонами. Средние оси фасадов четверика храма акцентированы высокими арочными проемами с порталами, увенчанными треугольными фронтонами и круглыми нишами над ними. На всю ширину фасады завершаются декоративными щипцами. Боковые арочные окна заключены в рамочные наличники. Такие же окна имеют апсида и трапезная. Архивольты арочных окон опираются на пилястры, фланкирующие проемы. Необычно расположение пилястр на восьмерике только на углах широких граней. Углы трапезной закреплены пилястрами, а три средних окна сближены и выделены легкой раскреповкой. Венчающие антаблементы храма, апсиды и трапезной отличаются упрощенным характером. В нижнем ярусе колокольни по сторонам круглого окна расположены прямоугольные нишки, второй с арочными проемами звона декорирован пилястрами и вертикальными нишами, третий украшен крупными килевидными кокошниками.
Внутри храм имеет трехчастную пространственную структуру. Более высокое и просторное основное помещение перекрыто сомкнутым восьмидольным сводом. Восьмерик опирается на пристенные пилоны с подпружными арками и на паруса упрощенной конструкции. Более низкие и узкие боковые компартименты храма завершены коробовыми сводами, а на торцах они усложнены арочными нишами-конхами. Широко открытая в храм апсида перекрыта конхой. В трапезной четыре крещатых столба с подпружными арками между ними и стенами поддерживают крестовые своды над девятью ячейками.
В интерьере храма сохранились незначительные фрагменты масляной настенной живописи кон. 19 в. в духе академизма. На гранях восьмерика изображены фигуры апостолов, на южной стене четверика – “Богоявление” и “Нагорная проповедь”, подпружные арки занимает орнамент “плетенка”. В апсиде между окнами уцелела композиция “Поцелуй Иуды”.
Ограда выразительной и оригинальной формы состоит из квадратных столбиков, увенчанных гранеными маковичными главками из железа, и прясел, прорезанных арочными проемами с решетками. С внешней стороны прясла также расчленены лопатками, а поверху проходит своеобразный зубчатый фриз. Столбики с обеих сторон украшены филенчатыми нишами.
Башни – двухъярусные, восьмигранные снаружи и круглые внутри. В нижнем ярусе имеется вход со стороны кладбища. Второй ярус прорезан узкими прямоугольными окнами и завершен шатровой кровлей с невысоким шпилем.
Святые ворота представляют собой полуциркульную арку, переброшенную между двумя прямоугольными пилонами, завершенными полукруглыми кокошниками. Пилоны, обработанные с наружной стороны парами пилястр, прорезаны проемами калиток с лучковыми перемычками (с юга проем – ложный). В проемах ворот и калитки сохранились кованые ажурные решетки.
Столб-часовня – квадратный в плане объем, со всех сторон обработанный нишами в два яруса. В нижних нишах помещены крещатые накладные доски, вместо двух верхних – выложены рельефные кресты.
Добровольский, с. 36-37; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. д. 16481. л. 157 об.; Ф. 160. Оп. 3. д. 4954, 5003; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-Ш, № 6826.
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. – М. : Наука, 1997- . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. ч. 2 / [отв. ред. Г.К Смирнов]. – 2006.
Фото. № 1 Анатолия Максимова. Апрель 2012 г.
Фото. № 2 hram-tver. 2012 г.
Православные храмы Тверской земли