11 ноября мы вспоминаем усердное служение Господу и непростой жизненный путь отца Николая Кулакова. Мы мысленно возвращаемся к рассказам батюшки о его испытаниях в советскую эпоху, дальних переездах и длительных богослужениях. Тяжесть жизненных обстоятельств никогда не препятствовала отцу Николаю помочь нуждающимся: молитвой или делом. Каждый, кто получал просфору от батюшки, мог видеть, как много частиц отдавалось на проскомидии. Каким бы ни было смятение собеседника отца Николая, всегда находились нужные сердцу слова и вопросы. Многочисленные тревоги и сомнения людей, беседовавших с батюшкой, могли разрешиться даже не будучи высказанными. Потерявшийся человек в разговоре с батюшкой обретал точку опоры, чтобы переосмыслить свой путь.
Свои недолгие часы свободного времени отец Николай посвящал чтению. В его доме можно было увидеть не только священные тексты. На полках стояли книги по естественным наукам, языкам, истории и социальному знанию, искусству и культурологии. Но нам достоверно известно, в чём состояли истинные устремления дорогого пастыря, потому как батюшка не вступал в дискуссии и воздерживался от комментариев, несмотря на свой опыт и багаж знаний. Таким он и запомнился многим – немногословным и жизнерадостным.
***
Отец Николай родился 12 октября 1926 года в одной из деревень Пустораменской волости на реке Кубене (совр. Харовский район Вологодской области) в семье священника Алексея Ивановича Кулакова. Иерей Алексей служил настоятелем Свято-Никольской церкви в селе Пустораменье с 1914 года (совр. Погост-Никольский). Известно, что несколько поколений в роду Кулаковых принадлежали к духовенству Кировской губернии.
С приходом советской власти отец Алексей неоднократно подвергался проверкам. Однажды даже был суд, по приговору которого ему назначили работы по осушению местности для постройки дороги до Харовской железнодорожной станции. В 1923 году церковно-приходское попечительство при храме было расформировано, но самым тяжелым испытанием для семьи стало создание погрузочного пункта лесосплава на месте святого храма в 1935 году. Впоследствии церковь оказалась разрушенной.
«Этот наперсный крест… Это мне досталось наследие от папы. А ему, наверное, от дедушки. Крест хранится в нашей семье как главная реликвия»
Дед по материнской линии, настоятель Троицкой Церкви в селе Талицы протоиерей Анатолий Товиев, длительное время в конце девятнадцатого века состоял наставником Вологодской духовной семинарии и имел несколько крупных публикаций в православных изданиях.
В начале Великой Отечественной войны семье приходится уехать на север Вологодской области. Отец Алексей в течение трех лет проводит литургии и таинство крещения в Троицкой церкви в деревне Макаровская (Шелотское сельское поселение, совр. Верховажский район). Позже они возвращаются в Харовск к родственникам.
После окончания школы (г. Харовск) в 1944 году Николай Кулаков устроился на работу инструктором в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству и на должность бухгалтера в харовской артели инвалидов.
Проработав недолгое время среди молодежи, а также на посту народного контролера в семигородненском колхозе (Харовский район Вологодской области), в 1945 году вместе с отцом и матерью он переезжает в город Грязовец. Предстояла большая работа по восстановлению Крестовоздвиженского храма (построен в 1794 г.), так как в 1930-х годах верхняя часть, крыша и колокольня были разобраны. Многие иконы, в том числе большая икона Спасителя (XVIII век), остаются утраченными и сегодня.
Молодой Николай принимал непосредственное участие в строительстве храма, особенно в первые два трудных года, когда нужно было договариваться о поставке стройматериалов и искать рабочую силу в условиях давления коммунистической власти. В 1945 году он был принят в комсомол и выполнял общественные поручения в Грязовецком районе. Сам батюшка рассказывал, как в 1946 году на праздник Рождества организовал крестный ход в Грязовце, чем немало встревожил родных.
«Объехал все деревни в округе. В Ростилове был и до Гридино ездил. Иконы в храм нужно было собрать. Были люди …отдавали, ничего не спрашивая. Другие просто дверь закрывали.»
В 1946 году у Николая Алексеевича обнаруживают очаг туберкулёза и после обследования направляют в Вологду на стационарное лечение. За долгие месяцы пребывания в больнице он изучал Священное Писание, чинопоследование и каноны. Недуг отступил только через год. В Вологде довелось помогать по хозяйственным делам в соборе Рождества Пресвятой Богородицы (иподьякон в 1950-1951 гг.), где и познакомился с будущей супругой – Анной Михайловной.
Первые Божественные литургии в Крестовоздвиженской церкви прошли весной в 1947-м. Здесь началось служение будущего протоиерея Николая. Два с половиной года он был алтарником в восстановленном храме, а также помогал в богослужениях в Успенской церкви села Скородумка (Чернецкое сельское поселение) с 1948 по 1949-й годы.
Удивителен тот факт, что часть икон, церковная утварь сохранились в Успенской церкви даже в послевоенное время, а современники не могли вспомнить случая кражи или захламления здания. В конце 40-х литургию в храме проводил один из последних игуменов семигородней Успенской пустыни – Симеон (Чернов; +1960). Как отмечал сам отец Николай, Симеон во многом поспособствовал выбору его жизненного пути.
В это же время происходит череда событий, которая также определила дальнейшую судьбу Николая. Примерно в 1949 году он становится свидетелем разбора храма Корнилиево-Комельской обители в одноименной слободе (в 5 км южнее Грязовца). Помещения монастыря прежде использовались как тюрьма для тысячи немецких военнопленных. Отец Николай рассказывал об испытанном ужасе при виде большого числа грузовых машин, в которые грузились мебель и кирпич из разобранных строений. В итоге осталось только одно жилое здание и настоятельский корпус, в которых будет обустроена психиатрическая лечебница.
В феврале 1951 в Церкви святого праведного Лазаря Четверодневного (г. Вологда) состоялось таинство венчания Николая Алексеевича Кулакова и Анны Михайловны Крупенниковой.
В апреле 1951 года будущий пастырь принимает решение посвятить свою жизнь служению Богу и уезжает с женой Анной за полярный круг, в Архангельск, несмотря на серьезную болезнь легких. По опыту общения с представителями исполкомов он знал, что местная власть не допустит его служения в Вологодской области. Хиротония Николая Алексеевича в диакона состоялась 5 июня 1951 года в Успенской церкви Архангельска. Решением митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевич; +1961) ему предстояло служить в церкви Святого Мартина-Исповедника в Соломбале (округ Архангельска).
Уже через полгода, 18 ноября архиепископ Архангельский и Холмогорский Леонтий (Смирнов; +1953) рукоположил Николая Кулакова во иерея. Таинство было совершено в архангельском Свято-Ильинском кафедральном соборе. В Архангельске в семье Кулаковых родились две дочери.
Два года служения в Соломбале прошли спокойно и без конфликтов. Также батюшка пытался договориться с местными властями об открытии церкви Святого Сергия Радонежского в Исакогорке (пригород Архангельска). К сожалению, литургии в церкви возобновились только в 1993 году.
В 1953 году в деревне Васильцово Красноборского района тяжело заболевает настоятель Никольского храма – протоиерей Андрей и на его место назначают отца Николая.
По воспоминаниям матушки Анны Михайловны, условия жизни и служения оказались очень тяжелыми, особенно суровой зимой 1954 года. Исполнительный комитет выделил для жилья поврежденный дом на острове Юрьев Наволок, в котором невозможно было даже растопить печь. Село и церковь находились на разных водоразделах поймы Северной Двины, поэтому в дни разлива приходилось добираться на лодке или плоту. Длинные и толстые сваи не спасали от наводнений.
В 1954 году – очередной переезд. Полтора года батюшка проводит практически ежедневные службы в церкви Успения Пресвятой Богородицы в г. Вельске. После ремонта храма в конце 1940-х прихожан стало значительно больше. В Вельске родилась третья дочь.
В 1955 году Московский патриархат просит отца Николая принять служение в храмах Тверской епархии. Ситуация со священнослужителями в Калининской области складывалась местами критическая, в том числе из-за преследования со стороны компартии. Несколько церквей, открытых в военное время, снова были закрыты, возбуждались уголовные дела против духовенства. Сначала отца Николая направляют в деревню Суходол (Кесовогорский район), где совершались только летние литургии, так как местный храм Архангела Михаила находился в полуразрушенном состоянии с 1930-х годов.
Прихожан практически не было, и летом 1956 года по приглашению архиепископа Калининского и Кашинского Варсонофия (Гриневич; +1958) батюшка поселился в селе Сутоки. В этот период проходила реставрация храмовой части, иконостаса и больших фресок в церкви Спаса Всемилостивого (богослужения возобновлены в 1945 г.). Отец Николай организовал несколько крупных строительных работ, чем вызвал сильное неодобрение местных властей. Жители Суток вспоминают и самого батюшку с ведром краски.
По настоянию владыки Варсонофия отец Николай заочно учится в Ленинградской духовной семинарии с 1957 по 1959 годы. В 1959 году получает право ношения набедренника и камилавки.
В конце 1960-го отца Николая приглашают в город Бежецк для службы в епархии и проведения Божественных литургий в соборе Спаса Нерукотворного. В это время в городе проходили рейды: искали священников, проводивших таинство крещения, так что оставаться здесь длительное время стало небезопасно.
С 1961 года отец Николай – настоятель храма Всех Святых в Торопце. Это один из немногих храмов Калининской области, которые не закрывались в послевоенное время. Основной деятельностью батюшки в Тверской епархии было ведение церковных хроник и местоописания псковских и тверских святынь, чтобы восстановить утраченные после 1917 года письменные свидетельства. Машинописи было настолько много, что в 1962 г. иерей Николай заочно обучается стенографии в Ленинграде.
За весь период пребывания в Калининской области отец Николай посетил множество храмов и святых мест. Также есть упоминание о его служении в Свято-Никольской церкви в д. Васильково (Кувшиновский район Тверской области) в 1963 году.
Отец Николай рассказывал, как на него было подано множество доносов, совершались провокации, в том числе и в алтаре. Как его вызывали на допросы в прокуратуру, где грозили передать дело в суд, если не покинет Калининскую область. Батюшка сталкивался с угрозой жизни непосредственно от самих тверских правоохранителей.
«Приехал я в Москву. В Патриархии уже все знают, говорят: „Поезжайте в любую епархию, мы Вас поддержим“. И решил я отправиться в Рязань. Прихожу на Казанский вокзал, уже ночь, и билетов нет. Смотрю: на Вологду места свободны. Кассирша: „Бери, бери билет, сейчас поезд уйдет!“ Так я вернулся на родину».
Весной 1964 года семья Кулаковых некоторое время живет в Вологде и Грязовце. Сначала иерей Николай был направлен в Ильинско-Засодимскую церковь села Ильинский Погост (г. Кадников). В храме довольно длительное время отсутствовал настоятель, хотя помещение, иконостас и само здание не сильно пострадали за годы советской власти.
Большая поддержка была со стороны Вологодской епархии, поскольку в начале 60-х владыкой был архиепископ Мстислав (Волонсевич; +1978), с которым батюшка знаком со времен совместных богослужений в Калининской области.
Следующим местом служения отца Николая стал один из старейших приходов города Белозерска – собор Успения Пресвятой Богородицы, где он замещал болевшего настоятеля с 1964 по 1965 год. Батюшка вспоминал о большом числе крестившихся и исповедников и связывал это с увеличением населения района во времена Кемского рейда.
Позднее он в течение нескольких месяцев был настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском озере (д. Аксеново, Кирилловский район Вологодской области), но информация о подробностях утрачена.
1965 год стал знаменательным в жизни пастыря. Он возвращается настоятелем в храм, в котором юношей служил алтарником. Грязовецкая церковь Воздвижения Креста Господня находилась в плохом состоянии. Часть перекрытий и крыша нуждались в серьезном ремонте.
3 мая 1967 отец Николай возведен в сан протоиерея епископом Вологодским и Великоустюжским Мелхиседеком (Лебедев; +2016). Весной 1967 года состоялся большой крестный ход в Грязовце, за что батюшку сразу вызвали в правоохранительные органы.
В храм переносятся святые иконы XVIII века – преподобных Корнилия и Игнатия Комельских.
В 1960-е годы повсеместно вводилась практика администрирования церквей приходскими советами. Священники приравнивались к кустарям, от них требовалось заключение трудовых договоров на право проведения богослужений. Это вызвало трудности с согласованием ремонтных работ. Управление района требовало учитывать все пожертвования и изымало часть денег, проводились частые инспекции храма. Таинства крещения и причастия на дому проходили под угрозой ареста для местного священства. В этот период проводились редкие богослужения в церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Скородумка, в которой трудился отец Николай в юношеские годы. Здесь служил один из последних монахов Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря – игумен Михаил (Лаков; +1973), которому было уже больше восьмидесяти лет. Вплоть до окончания своего служения в Грязовце протоиерей Николай служил Божественные литургии и занимался ремонтом также и в Успенском храме. Позже, в 1983-1985-х годах, он будет настоятелем церкви.
Давление оказывалось во всех сферах деятельности прихода. Перенести все испытания тайно помогали и прихожане Грязовца. Некоторые из этих людей оказывали помощь до самых последних дней жизни батюшки.
“Законами нас не могли запретить, а всякими кляузами, скандалами гоняли с места на место. Думали, надоест священнику такая жизнь, и он бросит служение.”
С 1967 по 1969 год батюшка обучался в Московской духовной академии. Диссертация была посвящена 21-му псалму царя Давида. В 1973 году указом вологодского архиепископа Михаила (Чуб; +1985) отцу Николаю даровано право ношения палицы.
В 1974 году по настоянию епископа Дамаскина (Бодрый; +1989) в Вологодской области начинается восстановление богослужений в западных районах, особенно вокруг города Череповца. С 1975 года отец Николай направлен служить в церковь Николая Чудотворца (1674 год постройки) села Дмитриево, Череповецкого района. В соседней церкви Благовещения Пресвятой Богородицы чудом сохранились иконостас XIX века и потолочная роспись, а сами помещения были отремонтированы в 1950-х годах. Это были самые спокойные восемь лет служения батюшки.
С 1985 по 1988 годы отец Николай много служил в церкви Казанской Иконы Божьей Матери города Устюжна (один из пяти храмов, основанных Григорием Строгановым, 1694 года постройки). Множество сложных ситуаций были разрешены совместно с настоятелем храма – протоиереем Александром Куликовым. Иногда приходилось работать по шестнадцать часов в сутки.
В 1988 году протоиерей Николай подает прошение о переводе его снова в грязовецкий Крестовоздвиженский храм, однако получает отрицательный ответ.
Будущий архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) просит батюшку стать настоятелем в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Удгоде (1859 г. постройки, отремонтирован в 1978 г., с. Дор Буйского района Костромской области). Решение переехать было непростым из-за проблем со снабжением села в период перестройки. Найти транспорт из Буя в Дор представляло проблему, не говоря уже о продовольствии.
Первое признание заслуг перед Церковью протоиерей Николай получает в Святую Пасху 1991 года. Согласно грамоте Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, батюшка награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
В 1994 году архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) принимает решение вернуть отца Николая на место настоятеля грязовецкой Крестовоздвиженской церкви. Несмотря на все восстановительные труды прошлых лет, здание храма было признано аварийным, вплоть до угрозы обрушения. Особый вклад в реконструкцию храма внес Константин Павлович Симаков. В этот период по дореволюционному образцу восстанавливались крестильный дом и церковная лавка. В 1992 году при протоиерее Александре Кульчинском (+2010 г.) был заложен фундамент будущего храма преподобного Корнилия Комельского. В 1995 году предприниматель Александр Столяров получил благословение владыки на строительство нового храма, которое длилось с 1997 по 2002 год.
По рассказам батюшки, первое время после прихода новой власти далеко не все стремились прийти в храм. Однако в течение нескольких лет число прихожан и желающих креститься во Христа практически удвоилось.
“Я служил по двадцать пять обеден в месяц, почти каждый день. Тогда люди все крепкие ходили в храм, молились. Молиться надо!”
В марте 2000 года за многолетнее служение Русской Православной Церкви батюшка получает право ношения митры. Возложение совершено владыкой Максимилианом в Крестовоздвиженской церкви города Грязовец.
15 апреля 2001 года отцу Николаю была торжественно вручена грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о награждении орденом Святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В сопроводительном письме отмечается, что многие представители верховного духовенства Русской Православной Церкви ходатайствовали о награждении.
В конце 1990-х здоровье отца Николая ухудшается. В 2003 году с благословения архиепископа Максимилиана, он начинает служить по выходным и праздникам в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне (г. Вологда). Батюшка перенес несколько операций на сердце в городе Вологде, поскольку страдал тяжелой мерцательной аритмией.
На Божественные литургии отец Николай всегда приходил очень рано. Тысячи имен живых и усопших никогда не оставались без поминовения. Желающие исповедаться приезжали к батюшке из других городов и областей.
За время служения в Вологодской епархии значимым событием для него был день памяти преподобного Корнилия Комельского. Почти ежегодно 23 июня совершался крестный ход к месту Корнилиево-Комельского монастыря на реке Нурме.
Протяженность пешего пути составляла около семи километров от Крестовоздвиженской церкви. Особым местом является чудотворный источник, где читался акафист преподобному.
В 2007 году более сотни верующих посетили святой источник, как и сам отец Николай, которому исполнилось восемьдесят лет.
Другой ежегодно посещаемой святыней был чудотворный источник при часовне иконы Божьей Матери Троеручица (разрушена в 1930-х), расположенной близ деревни Девять Изб Грязовецкого района. В 1960-е и 1990-е годы сюда совершались крестные ходы протяженностью более десяти километров.
Последняя Божественная литургия отца Николая состоялась 12 июня 2011 года в праздник Пятидесятницы. После серьезной травмы бедра он молился и причащался дома в деревне Горка (г. Вологда). В последние месяцы жизни был окружен заботой родных и близких, многие люди приходили навестить отца Николая. Соборование батюшки провел отец Борис Корешков (+2016 г.).
11 ноября 2011 года протоиерей Николай отошел ко Господу. Отпевание проходило в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене при участии священников из Вологды, Грязовца, Тотьмы и Устюжны. Возглавил Богослужение протоиерей Валерий Бурков (+2018 г.). Погребен митрофорный протоиерей Николай Кулаков возле алтаря Никольского придела Крестовоздвиженской церкви в Грязовце, рядом со своими сыном, матерью и отцом.
Это было расставание, которое не оставляет душевной пустоты. Потому что мы помним простые, но содержательные наставления батюшки о спасении, духовный подвиг, чистоту его сердца и неотступную волю к жизни ради служения Богу. Потому что мы верим в продолжение духовного призвания отца Николая. Потому что у Бога все живы.
Вечная память митрофорному протоиерею Николаю.
***
Автор выражает благодарность Галине Карашмановой, Юрию и Ольге Демидовым, Дмитрию Лодыгину, Веронике Галкиной за неоценимую помощь при подготовке статьи.
Цитатник: Михаил Сизов статья «Я звезде никогда не кадил», газета «Вера», 2003. № 451. С. 6–9.