Порой бывает, что мы нехорошо поступили по отношению к другому человеку, потом искренне раскаялись, попросили у него прощение, но он не захотел прощать. Значит ли это, что и в глазах Господа этот грех не прощен?
Мои дорогие, прежде всего, важно самим себе честно ответить, а не была ли попытка примириться с тем, кого мы обидели, формальностью? Мы точно просим прощение, потому что стыдимся своего поступка и сожалеем о сделанном? А не потому, чтобы не чувствовать дискомфорт при общении? Мы покаялись в грехе, совершенном против другого, на исповеди? Мы постарались искупить свою вину не только словами, но и делом, стремлением помочь обиженному нами человеку в чем-то важном для него? Если на все эти вопросы мы с чистым сердцем можем ответить положительно, то действительно сделали всё, что от нас зависит, чтобы примириться. И тогда нам надо просто принять решение другого человека, продолжая молиться за него и просить Господа о даровании полного примирения. Бог видит не только результат наших поступков, но и наши мотивы и предпринятые усилия. Наше спасение не зависит от того, простят нас или нет, но зависит от состояния нашего сердца и совести.
Вспомним слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24). Мои дорогие, обратите внимание, здесь идет речь не о том, имеем ли мы что-то против брата, а о том, что он имеет что-то против нас. Это прямо указывает на нашу обязанность искать примирения и заглаживать свою вину.
В то же время, если мы сами никак не можем всецело простить своего обидчика, то мы сами нарушаем заповеданное нам Господом. Простить – это совсем не обязательно возобновить дружбу или тесное общение, это значит не держать зла и не чувствовать душевного смятения при мыслях об обидчике.
Святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Чем более кто отвращается от ищущего примирения, тем большую себе собирает казнь»; «Со всяким должно примиряться, сколько бы тебе кто ни причинил зла»; «Примирение с братом – истинная жертва Богу».
Очень подробно эту тему освещал святитель Тихон Задонский:
«В примирении необходимо:
Первое. Оскорбившему должно испросить прощение у оскорбленного.
Второе. Оскорбленному должно простить, по слову Христову: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).
Причины, почему должны мы примиряться с ближним и просить у него прощения:
Первая. Требует того христианская любовь, чтобы с сожалением смирились мы пред тем, кого как-нибудь обидели, и загладили бы эту обиду, вознаградив его каким-нибудь образом.
Вторая. Требует того заповедь Христова: «пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5:24).
Третья. Требуется это и для успокоения совести, ибо совесть обидевшего не даст ему покоя, но будет его мучить, пока он не примирится и не испросит прощения у обиженного.
Четвертая. Требует того безопасность жизни обидевшего, ибо обиженный может на обидевшего разгневаться и каким-нибудь образом ему причинить вред или умертвить.
Пятая. От непримирения следует взаимная вражда, которая и Богу ненавистна, и обществу, и самим враждующим вредна.
Шестая. Когда вражда бывает между военачальниками, то и подчиненные ссорятся; когда между родителями, – то и дети их; когда между господами, то и рабы их ссорятся, и каждый о своей стороне ревнует, от чего происходят великие беды и разорения; начальники ссорятся, а подчиненным беда и пагуба.
Седьмая. Бог ни дара, ни молитвы нашей не приемлет, пока с ближним не примиримся: «пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой», – говорит Христос.
Не думай ни о чем, возлюбленный: иди, покорись, смирись пред ближним твоим. Не слушай того, что дух гордости в уши тебе шепчет, но внимай, что кроткий и смиренный Иисус, Спаситель твой, тебе говорит: «пойди прежде примирись с братом твоим».
