В сокровищнице древнехристианской символики образ голубя занимает особое место, воплощая в себе множество глубоких духовных истин. На стенах катакомб это изображение встречается с замечательной частотой, свидетельствуя о его важности для первых поколений верующих. Наиболее древнее из дошедших до нас изображений, где голубь символизирует Святого Духа, находится на фреске в крипте Люцины, представляющей крещение Господа нашего Иисуса Христа во Иордане.
Как отмечал выдающийся исследователь христианских древностей епископ Порфирий (Успенский), голубь был избран Промыслом Божиим стать видимым образом при совершении великих таинств Божественного домостроительства. В Священном Писании мы видим, как голубь:
Возвестил Ною о прекращении потопа и наступлении новой эры в отношениях Бога и человечества (Быт. 8:11)
Сошел в виде голубя на Спасителя во время Его крещения (Мф. 3:16)
Был указан Самим Христом как образ совершенной чистоты и незлобия (Мф. 10:16)
Примечательно, что в древнехристианской традиции голубь символизировал не только Духа Святого, но и Самого Господа Иисуса Христа. Это находит подтверждение в мистической числовой символике, столь значимой для античного мировоззрения. Как известно, в греческой изопсефии (нумерологическая практика сложения числовых значений букв слова для нахождения итоговой суммы) числовое значение имени “Альфа и Омега” (А=1 + Ω=800) составляет 801. То же число получается при сложении числовых значений букв слова “голубь” (ΠΕΡΙΣΤΕΡΑ), что древние авторы воспринимали как глубокое мистическое соответствие.
Христианский поэт IV века Пруденций в своих гимнах обращался ко Христу: “Ты для меня, Христе, – голубь мощный, от которого улетает птица, питающаяся кровию”, противопоставляя кроткого голубя хищному ястребу, символизирующему диавола.
В иных контекстах катакомбной иконографии голубь предстает как символ:
• Христианской души – о чем свидетельствуют латинские надписи “anima innocens” (душа невинная) и “anima simplex” (душа чистая)
• Мира – когда изображается с масличной ветвью в клюве (воспоминание о голубе Ноя)
• Апостольского служения – как образ вестников Благой Вести.
Этот богатый символизм раскрывает перед нами всю глубину богословской мысли древней Церкви, умевшей в простых и понятных образах выражать самые возвышенные истины веры. От катакомбных фресок до поэтических творений церковных писателей, образ голубя продолжает возвещать нам о чистоте, мире и благодати, даруемых Богом Своей Церкви.
Read Time:1 Minute, 39 Second