Рыба как древнейший христианский символ

0 0
Read Time:3 Minute, 18 Second

Среди древнейших и наиболее значимых символов, указывающих на Христа Спасителя, особое место занимает образ рыбы. Интересно, что этот символ существовал еще в дохристианскую эпоху – его можно встретить на памятниках Сирии, Финикии и Древнего Египта. Однако для христиан он обрел совершенно новое, глубокое значение.

Во-первых, рыба занимает важное место в евангельских повествованиях. Сам Господь Иисус Христос сравнивал Царство Божие с неводом, полным разной рыбы (Мф. 13:47-49), а апостолов называл “ловцами человеков” (Мф. 4:19; Мк. 1:17). Эти образы были понятны современникам: рыба символизировала человека, ищущего спасения, а рыбак – проповедника Евангелия.
Но главная причина, по которой ранние христиане особенно полюбили этот символ, кроется в греческом слове “ихтис” (ἰχθύς – рыба). Оно стало своеобразной акростих-исповедью: каждая его буква соответствует началу слов, раскрывающих суть веры во Христа:
Ἰησοῦς (Иисус)
Χριστός (Христос)
Θεοῦ (Божий)
Υἱός (Сын)
Σωτήρ (Спаситель).
Таким образом, простой рисунок рыбы для первых христиан был и тайным опознавательным знаком, и кратким изложением самой сути христианской веры.
Древность христианского акростиха Ίχθύς (ихтис) действительно не вызывает сомнений, однако вопрос о времени его появления требует внимательного рассмотрения. В труде “Liber Promissionum et Praedictorum Dei” карфагенского еписсопа Кводвультдея (V век) содержится указание на то, что данный акростих был создан сивиллистами. Под этим названием известны иудейские и христианские авторы, составлявшие произведения в стиле языческих Сивиллиных книг – с целью донести библейские истины до языческого мира.
Деятельность сивиллистов приобрела столь значительные масштабы, что, согласно свидетельству Светония, император Август в бытность свою верховным жрецом повелел собрать и сжечь более двух тысяч подложных Сивиллиных стихотворений.
Сивиллами в античной традиции именовали языческих пророчиц, чья деятельность прослеживается с VI века до Рождества Христова. Согласно церковному преданию, рассматриваемый акростих содержался в восьмой книге Эритрейской сивиллы. Греческий оригинал этого текста состоит из 33 стихов, начальные буквы которых образуют исповедание веры: Ίησοΰς Χριστός, Θεοΰ Υιός, Σωτήρ, Σταΰρος – “Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Крест”. Это драгоценное свидетельство показывает, как раннехристианская традиция осмысляла и переосмысливала элементы античной культуры в свете Боговоплощения.
Исторические свидетельства сообщают нам, что первоначальные Сивиллины книги, хранившиеся у подножия Капитолийского храма, погибли в пожаре 84 года. Последующие собрания этих пророческих текстов, составленные по распоряжению римского сената, были уничтожены уже в эпоху императора Гонория.
Примечательно отношение святых отцов и церковных писателей – как восточных, так и западных – к этим древним текстам. Святой Иустин Философ, Тертуллиан, Климент Александрийский, Феофил Антиохийский, Лактанций и другие видели в сивиллах провозвестниц Божественной истины, чьи пророчества подготавливали языческий мир к принятию христианского откровения. Эта традиция почитания сивилл, особенно эритрейской, сохранялась и в Средние века, что нашло отражение в церковном искусстве – изображения сивилл часто помещались в храмах рядом с образами ветхозаветных пророков и апостолов.
Что касается знаменитого акростиха Ίχθύς, то его тайный смысл, по всей видимости, был впервые раскрыт в Александрии. Этот символ занимал столь важное место в христианской традиции, что его истинное значение дольше других сохранялось в тайне от непосвященных. Лишь блаженный Августин в своем фундаментальном труде “О граде Божием” открыто излагает толкование этого акростиха, а также приводит латинский перевод соответствующего места из книги эритрейской сивиллы, подтверждая тем самым глубокую связь между древними пророчествами и христианским вероучением.
В святоотеческой традиции символ рыбы прежде всего указывает на Самого Господа нашего Иисуса Христа. Многие древние учители Церкви с благоговением именовали Спасителя “Небесной Рыбой”. Это глубокое символическое соответствие находило свое выражение и в раннехристианском искусстве – например, в изображениях корабля Церкви, покоящегося на спине рыбы, что зримо являло истину о Христе как основании Церкви.
Уже в гимнографии II века мы находим ясные указания на это символическое значение. Святой Климент Александрийский в своем гимне обращается ко Христу: “Ловец человеков, спасаемых Тобою! Ты уловляешь чистых рыб из бурных волн нечестивого мира для жизни вечной”. Блаженный Ориген в свойственной ему лаконичной манере прямо утверждает: “Христос, именуемый в притче рыбой”.
Особенно выразителен древний иконографический образ, где Христос изображается в виде большой рыбы, окруженной малыми.
Этот образ является наглядным воплощением слов Тертуллиана: “Мы – малые рыбы, следующие за нашим ΊΧΘΥΣ [Ихтисом], рождаемся в воде [крещения] и спасаемся, лишь пребывая в ней”. Таким образом, символ рыбы оказывается теснейшим образом связан с таинством Крещения, в котором верующие соединяются со Христом и обретают спасение.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Как молиться об усопших после Пасхи?
Next post Что такое артос и как его употреблять?

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы