Соприкосновение с гимнографическим наследием святого преподобного Андрея Критского — это всегда значимое событие в духовной жизни любого православного христианина. Его творения, наполненные глубокими богословскими идеями, поэтическими образами и мудростью, оставляют неизгладимый след в душе верующего. Как отмечается, «каждый верный, пьющий из этого источника, берет себе то, что ему наиболее дорого, наиболее сродно…».
Святой преподобный Андрей был не просто выдающимся гимнографом — исследователи считают его родоначальником важнейшего жанра церковной поэзии. Профессор М.Н. Скабалланович и архимандрит Киприан (Керн) утверждали, что именно святой Андрей стал первым создателем полных богослужебных канонов. Архимандрит Киприан писал: «Св. Андрею Критскому принадлежит честь изобретения нового облика церковной поэзии, и он является самым замечательным по содержанию и умению применять формы канона к этому содержанию».
Святой преподобный Андрей, «инок иерусалимский, архиепископ критский, великий подвижник и ревностный пастырь», родился около 660 года в Дамаске, где получил начальное образование. В возрасте пятнадцати лет он вступил в Святогробское братство при храме Воскресения Господня в Иерусалиме, где принял монашеский постриг. Осенью 685 года святой Андрей вместе с двумя другими братьями доставил в Константинополь акты VI Вселенского собора, одобренные Иерусалимской Церковью. В столице Византии он остался на двадцать лет, приняв сан диакона и взяв на себя попечение о сиротском приюте и богадельне при соборе Святой Софии. При патриархе Кире (706–712 гг.) святой Андрей был хиротонисан во епископа и назначен архиепископом Критским с кафедрой в городе Гортина.
На Крите святой Андрей занимался строительством храмов, устройством приютов и богаделен. По его молитвам совершались многочисленные чудеса. Несколько раз он посещал Константинополь. В 740 году, возвращаясь из столицы, святой заболел и скончался на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне храм святого Андрея Критского).
Творческое наследие святого Андрея Критского огромно. Как отмечал профессор И.А. Карабинов, «одних только его канонов по древним ирмологиям начитывается свыше 70». К сожалению, многие из его гимнов сегодня не используются в богослужении. Большая часть его песнопений сохранилась лишь в рукописях. Даже те творения, которые вошли в современные богослужебные книги, часто сокращаются из-за их значительного объема (исключение составляет Великий покаянный канон).
В современной Триоди Цветной сохранилось лишь два канона святого Андрея — канон в Неделю святых Жен-Мироносиц и канон на Преполовение Пятидесятницы (каноны Пасхи, Антипасхи и Вознесения вышли из употребления). К счастью, в 1996 году протоиерей Сергий Правдолюбов издал Пасхальный канон святого Андрея по двум славянским рукописям XI и XIII веков, сделав его текст более доступным для изучения.
Некоторые каноны святого Андрея Критского исполняются на повечериях, но в настоящее время повечерия практически исключены из богослужебной практики на приходах. Поэтому содержание многих его творений, таких как каноны Страстного цикла, «вытесненные с утрени трипеснцами Космы», остается малоизвестным для большинства верующих.
Особое внимание хотелось бы уделить канонам святого Андрея Критского Преосвященный Филарет (Гумилевский) выделял эти творения (наряду с канонами Пасхального цикла, каноном на Рождество святого Иоанна Предтечи и некоторыми стихирами двунадесятых праздников) в отдельную группу, называя их «Богословскими песнями». Такое название оправдано глубоким догматическим и нравственным содержанием этих канонов, их тесной связью со Священным Писанием и церковным Преданием. Каноны Страстного цикла, помимо своей богословской значимости, являются выдающимися образцами церковной поэзии.