Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз разговор шел о том, зачем держать пост. Сегодня поговорим об эмоциях, ведь нередко считается, что верующие люди более задумчивы и не умеют радоваться.
Читатель спрашивает:
Неужели церковный человек должен быть угрюмым? Разве верующим нельзя шутить и радоваться?
Отвечает митрополит Амвросий:
К сожалению, существует стереотип, что воцерковленные люди всегда ходят с мрачным лицом, никому не улыбаются и любую шутку считают грехом. Такой образ во многом сложился из наблюдений со стороны: со службы люди выходят серьезные, в посты не ходят на вечеринки, стараются вести себя скромно – вот и кажется, будто верующему запрещено радоваться. Но это большое заблуждение! Церковь вовсе не против здорового веселья и хорошего юмора. Настоящий христианин – не угрюмый пессимист, а человек, исполненный внутренней радости. Недаром апостол Павел заповедовал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). Да и через Евангельские строки, если читать их вдумчиво, мы разглядим, что во многих ситуациях Господь наш Иисус Христос обращается с юмором, особенно когда дело касается всяких житейских нелепостей или фарисейских мудростей.
Почему же радость верующего не всегда заметна внешне? Дело в том, что христианская радость чаще тихая, сердечная. Она отличается от шумного веселья, принятого в мире. Верующий радуется о Боге, о каждом новом дне, о возможности любить и творить добро. Эту радость не всегда выразишь громким смехом или танцами – она глубокая и мирная. Но поверьте, она гораздо прочнее мимолетных развлечений. Посмотрите на лица по-настоящему молитвенных людей – в них светится спокойствие и доброжелательность. Преподобный Серафим Саровский, один из самых радостных святых, каждого приходящего приветствовал словами: «Радость моя, Христос воскресе!». Хотя на дворе мог быть не Пасхальный период, он жил в непрестанном свете Воскресения и делился этой пасхальной радостью с другими. Значит, святость совсем не делает человека хмурым – наоборот, наполняет его светлым ликованием.
Церкви не чужд юмор, если он добрый. В монастырях братья порой подшучивали друг над другом – конечно, без злобы. И Сам Христос в Евангелии иногда прибегал к образным высказываниям и иронии (например, про верблюда и игольное ушко). Уныние считается грехом в православной традиции, а смех грехом не считается. Так что христианство не запрещает смеяться, оно предостерегает лишь от греховного смеха – насмешек, пошлости, злорадства. Веселье, унижающее других или развращающее душу, действительно вредно. А вот здоровый смех – это Божий дар. В христианской семье нормально вместе пошутить, поиграть, отпраздновать день рождения. В церковной среде проходят детские праздники, молодежные встречи с песнями под гитару, спортивные игры – жизнь продолжается!
Конечно, у верующего человека есть периоды, когда не до веселья – время поста, покаяния, скорби о грехах. Это как смена сезонов: есть время смеяться и время плакать (см. Еккл. 3:4). Но эти состояния сменяют друг друга. Невозможно и неправильно постоянно пребывать в строгой миноре. Бог не требует от нас ходить с каменным лицом. Напротив, Он желает, чтобы мы были настоящими, живыми людьми, умеющими искренне радоваться чистому счастью. Так что церковный человек имеет полное право сходить в театр, на природу с друзьями, рассказать шутку в кругу семьи. Все зависит от содержания развлечений: после ночного клуба с греховными искушениями на душе тяжесть – потому такое не приветствуется. А вот от душевной беседы или хорошей книги на душе светло – почему же нет?
Верить в Бога – не значит лишиться радости и юмора. Наоборот, вера дает более глубокую радость, которую мир не отнимет (см. Ин. 16:22). Если кто-то из верующих ходит хмурый и всех осуждает – это его личная беда, а не лицо всей Церкви. Настоящая вера приносит в жизнь мир, любовь и ту самую тихую радость, которая может сосуществовать и с улыбкой, и с доброй шуткой. «Веселое сердце благотворно, как врачевство» – сказано в Писании (Притч. 17:22). Будем помнить об этом.