Покаяние — это не обряд, а Таинство, во время которого мы исповедуем свои грехи перед Богом в присутствии свидетеля – священника. И уже через него получаем прощение Бога и разрешение (то есть – отпущение) грехов.
Участвовать в Таинстве может только человек, принявший Крещение и принимающий основы православного вероучения, осознающий и сокрушающийся в своих грехах.
Почему исповедь так важна? Грех разрушает человека как Божественное творение, разлучает его с Творцом. Господь дал власть освобождения от грехов не самому человеку при мысленной исповеди их перед Богом, а Церкви в лице Апостолов и их преемникам – епископам и священнослужителям. Этим правом они наделяются во время Таинства Священства.
Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближнего и грехи против самого себя.
Например, маловерие, уныние, непосещение храма или обращение к астрологам и гадалкам – грехи против Бога.
А гордыня, осуждение, гнев, скупость или кража – грехи против ближнего.
Зависть, гордыня, пьянство, блуд, чревоугодие – грехи против самого себя.
Но, конечно, такое разделение очень условно, потому что любой грех отдаляет человека от Бога и может лишить его Царства Небесного.
Мои дорогие, настоятельно советую вам обдумывать свои грехи в течение нескольких дней, выписывая их на листочек. В него можно подглядывать во время самой исповеди.
Покаяние, как правило, совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом Литургии. Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно участвовать каждый кающийся.
Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, а другие оставлять на следующий раз. Лучше начинать покаяние не с мелких прегрешений, а наиболее серьезных грехов.
При возможности нужно каяться одному и тому же духовнику. Не стоит из-за ложного стыда искать другого священника для исповедания своих прегрешений. Ведь мы признаемся в совершенных грехах не батюшке, а Господу.
В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию – духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения греха. К епитимии нужно относиться, как к воле Божией, проявленной через священника. Она требует обязательного исполнения.
Исповедь – непременное условие подготовки к Святому Причастию, хотя исповедоваться можно не только, готовясь к Евхаристии. Таина исповеди непреложна и строго соблюдается не только Церковью, но и признается российским законодательством.
Исповедь – это, прежде всего, примирение с Богом, от которого мы ждем духовного исцеления.
Само перечисление вслух своих духовных болезней перед священником несет большую пользу, ведь уже на этом этапе преодолеваются гордыня и стыд за совершенные прегрешения.
Однако значение покаяния не столько в признании себя грешником, сколько в изменении образа жизни.
Старец Силуан Афонский так объяснял признаки настоящего покаяния: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои». И прощенные унаследуют Царство Небесное.