У каждого воцерковленного православного христианина есть что называется «красный уголок», где находятся святые образы Господа нашего Иисуса Христа, Божьей Матери, святых угодников, к которым благочестивые христиане обращаются со своими молитвами. Обратимся к истории благочестивой традиции христиан держать в доме для молитвы святые образы.
Первые иконы появились в IV веке и полностью сформировались к V веку. Среди первых икон видное место занимал образ Божией Матери.
Иконы писались на досках восковыми красками (так называемый способ энкаустики) и красками на яичной основе (темпера).
Исследователи высказывают разные мнения относительно происхождения первых икон. Большинство из них считает, что первые иконы появились в подражание античным погребальным портретам, по причине их явного сходства. Однако не все, например, отечественный исследователь Л.А.Успенский, с этим соглашаются.
Ранние иконы действительно похожи на погребальные портреты. Большое количество такого рода портретов было найдено в Египте в оазисе Эль-Фаюм. Они были названы по имени оазиса фаюмскими. Погребальные портреты написаны в технике энкаустики очень точно и выразительно. Их помещали на месте лица мумии, что придавало ей вид живого спеленатого человека. Однако эти портреты писались с целью удержать в памяти живых портретные черты близкого человека, ушедшего в другой мир, и были напоминанием о смерти и ее неумолимой власти над человеком. Поэтому погребальный портрет всегда трагичен. А икона пишется с точки зрения вечности и изображает преображенную в свете вечности личность человека, лик, повернутый к Богу.
Сохранились погребальные портреты довольно большого промежутка времени — с I по начало V века. Но император Феодосий Великий в 392 году эдиктом запретил языческий обычай помещать на высоте лица в мумиях дощечки с портретами и маски. Это, вполне возможно, способствовало более широкому развитию иконописи.
Некоторые исследователи разделяют фаюмские (I-IV век) и погребальные (IV-V век) портреты и считают последние промежуточным звеном между первыми и иконами.
Н. П. Кондаков сравнивает также первые иконы с портретами императоров и императриц, которые, по восшествии их на престол, рассылались по провинциям, где встречались властями и народом и ставились в часовни (оратории) для публичного чествования. Такие сравнения встречаются и у древних святых отцов.
Итак, иконы прошли очень долгую и насыщенную историю. В настоящее время существует большое количество типов изображений и почитаемых образов. Однако следует помнить, что святые иконы и образы являются инструментом посредством которого наши молитвы и чаяния восходят к Господу.