Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз речь шла о том, почему такое серьезное значение в религии придается символам? Сегодня поговорим о том, можно ли оскорбить Бога.
Читатель спрашивает: Что значит: «Бог поругаем не бывает»? Что Бог не может обижаться на человеческие оскорбления в его адрес?
Отвечает митрополит Амвросий:
Выражение “Бог поругаем не бывает” взято из Послания апостола Павла к Галатам (Гал. 6:7) и означает, что невозможно обмануть Бога или уклониться от последствий своих поступков. Чтобы более объемно понять это выражение, стоит прочесть отрывок из этого послания полностью, увидеть законченную мысль:
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. (Гал. 6: 7-10)
Это не вопрос обиды или человеческой чувствительности, ведь Бог не нуждается в защите своего достоинства. Бог — абсолютен, Он неизменен и неизмеримо выше человеческой природы.
Однако человек, совершающий хулу на Бога или поступающий против Его заповедей, причиняет вред не Богу, а самому себе. Эти действия говорят о состоянии души человека, о его внутренней разобщенности с Истиной, о той пустоте, которую он сам выбирает. Бог, будучи Любовью, не обижается, но скорбит о том, что человек отворачивается от Него, лишая себя полноты жизни.
Понятие “поругание” в данном контексте скорее связано с последствиями греха, чем с оскорблением. Это напоминание о том, что законы духовной жизни неизменны. Если мы сеем зло, мы пожнем горе, но если обращаемся к Богу с покаянием, то находим прощение и благодать. Это не наказание, а следствие нашего выбора, ведь Бог всегда открыт для каждого, кто ищет Его.