«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Преподобный Ефрем Сирин так характеризовал кротких людей: «Кроткий, принимая на себя удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире».
Спаситель дал эту заповедь, когда миром правили язычники, долгое время преследовавшие христиан за их веру. Многие, кто видел терпение христианских мучеников, сами становились христианами и принимали мучения за веру. Со временем христианство стало одной из главных мировых религий – исполнились слова Учителя: «кроткие наследуют землю». Но кроткие наследуют и другую землю – «землю живых», где праведники будут жить вечно и никогда не умрут.
Кротким был и Спаситель. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28 – 30).
Кроткий человек никогда сам не возбуждает зла, не становится источником его и не раздражается от зла. Он скорее будет терпеть обиды и поношения, чем сам причинит их ближнему. Кротость наряду со смирением – одни из важнейших христианских добродетелей. Эти качества не надо путать со слабостью характера или трусостью. Многие считают, что смиренные люди не способны возмутиться против несправедливости, постоять за слабых, отстоять важные человеческие ценности. Однако это совсем не так.
Истинно кроткий человек может, если понадобится, защитить ближнего, правду, нравственные идеалы, Отечество. И в этом не будет нарушения третьей заповеди блаженства. Ведь в ней, в первую очередь, говорится о невоздаянии злом за зло, причиненное лично человеку. Кроткий, даже имея возможности для отмщения за причиненные обиды, будет стараться воздать обидчику добром. Преподобный Симеон Новый Богослов писал: «Истинно кроткий не может перенести ни в каком человеке только преступления заповедей Божиих, но и при этом он плачет о преступающих эти заповеди и грешащих, и так же искренне, как если бы сам грешил».
В апостольских посланиях мы часто встречаем упоминания о кротости. Этим качеством должен был обладать человек, который признавал себя последователем Христа. В идеале кротость должен развивать в себе каждый православный человек. И Рождественский пост – время, когда у нас есть возможность хотя бы немножко приблизиться к этому идеалу.