«Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Порой люди недоумевают: если уныние – это смертный грех, то почему «плачущим» обещано Царство Небесное? Попробуем разобраться.
В этом утверждении Спасителя речь идет о сокрушении о своих грехах, без которого невозможно очистить душу. Искренние слезы покаяния свидетельствуют о полноте осознания своего духовного падения, не только разумом, но и всем сердцем.
Каждый из нас грешен в той или иной степени, но от Господа нам дан великий дар покаяния, которое святые отцы называли вторым Крещением, настолько велика его преображающая сила. Только омываемся мы не водой, а искренними слезами раскаяния.
Подлинное покаяние рождается от смирения, нищеты духа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Причина слез – нищета духа: будучи сама собою блаженство, она рождает другое блаженство – плач (Мф.5:3–4), питает, поддерживает, усиливает его…Стяжавшему зрение своей греховности, стяжавшему страх Божий, стяжавшему чувство покаяния и плача, нужно испросить у Бога дар слез прилежною молитвою».
«Блаженны плачущие» – это еще и о сострадании ближнему, глубокому сопереживанию его горя, которое приводит нас к деятельному желанию помочь ему – выражению истиной любви. Поэтому-то «плачущие» – сокрушенные о своих грехах и сострадающие чужой беде – и «утешатся» в Царствии Небесном. В противовес этому уныние – это средоточие зацикленности на себе, ропота, недовольства, помноженное на тотальное отсутствие любви и созидательной силы. Поэтому вторая заповедь блаженства и грех уныния противоположны друг другу по сути.
На какие мысли вас наводит эта заповедь?