Мои дорогие, как вы знаете, самоубийство – настолько тяжкий грех, что Церковь не отпевает самоубийц и не поминает их в заупокойных молитвах. Родным в утешение остается лишь домашняя молитва, на которую тоже надо брать благословение священнослужителя.
Однако бывают исключительные случаи, которые требуют индивидуального рассмотрения. Именно такие случаи были рассмотрены на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 октября этого года. На нем был установлен порядок отпевания детей и подростков, совершивших самоубийство под воздействием суицидальных групп («групп смерти») или под иным деструктивным влиянием.
В своем постановлении Синод с глубокой скорбью отметил «актуальность проблемы участившихся случаев намеренного доведения подростков и детей до самоубийства, в том числе посредством шантажа, манипуляций или использование иных деструктивных методов, подавляющих критическое мышление и естественную осторожность жертвы».
В этой связи члены Синода напомнили, что сознательное самоубийство, например «от обиды человеческой, или по какому-то иному поводу от малодушия» (14 правило Патриарха Александрийского Тимофея), «есть тяжкий грех, препятствующий совершению церковной заупокойной молитвы о наложившем на себя руки». «Тем более тяжким грехом является намеренное доведение до самоубийства», – подчеркнуто в постановлении Синода.
Тем не менее, учитывая возможность отпевания лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, а также принимая во внимание неустойчивость подростковой и детской психики и ее подверженность манипулятивным влияниям извне, Синод определил следующий порядок рассмотрения обращений о совершении отпевания ребенка или подростка, совершившего самоубийство:
Вопрос о возможности совершения отпевания и дальнейшего церковного поминовения ребенка (подростка), совершившего самоубийство, рассматривается епархиальным архиереем или уполномоченной им для рассмотрения подобных вопросов епархиальной комиссией.
При рассмотрении ситуации членами комиссии (или по ее поручению — благочинным по месту события) опрашиваются свидетели, которые могут подтвердить, что упомянутый ребенок (подросток) имел устремление к Богу, вел нормальный для своего возраста образ жизни, не позволяющий ожидать от него суицидальных действий, или что он подвергался разрушительному воздействию организаторов «групп смерти», шантажа и манипуляций, значительно превосходящих или подавляющих его критическое мышление и естественную осторожность.
Также для принятия решения могут быть рассмотрены заключения правоохранительных органов (доследственной проверки) и результаты психолого-педагогической экспертизы, если соответствующие документы будут предоставлены комиссии.
И уже на основании собранных фактов может быть принято решение о возможности отпевания и церковного молитвенного поминовения ребенка, окончившего жизнь самоубийством.
Храни Господи всех детей!