Нет. Вполне объяснимая человеческая слабость.
Это своего рода “духовное младенчество”. Похожее на то, как ребенок, у которого еще нет зрелого самосознания и четкой системы нравственных координат, понимает, что такое ” хорошо ” и что такое “плохо”, только по внешнему одобрению или порицанию.
Есть определенная закономерность. Если человек делает доброе дело не ради похвалы, общественного признания или чтобы “на том свете зачлось”, он совершенно равнодушен к внешней оценке своего поступка. Даже, скорее, предпочтет остаться в тени. Те же люди, которыми движет не только внутренняя потребность в сострадании и помощи ближнему, как раз постараются, чтобы об их благом деле узнали. И расстроятся, а то и обидятся, если не услышат слов благодарности и восхищения. Некоторые пойдут еще дальше и станут недоброжелателями человека, проявившего неблагодарность. Мы сейчас не будем оценивать поступок неблагодарного человека, хотя неблагодарность – это порок. Давайте лучше, мои дорогие, задумаемся, какие чувства скрываются за острой потребностью в благодарности?
Жажда любви и признания недолюбленного родителями ребенка? Да. Жажда восхищения, зависимость от чужого мнения и гордыня? Тоже – да. И грань между ними тонюсенькая, как паутинка.
Недавно в комментариях к одному из моих постов попались такие слова: “Если ты за добро благодарности ждешь, ты не даришь добро – ты его продаешь”. Они, может быть, излишне категоричные, но по сути совершенно правильные.
Однако потребность в благодарности не корректируется одним осмыслением. Это чувство, которое развивается в негативном или позитивном ключе только вместе с духовным развитием самого человека, его зрелостью. Как этот процесс ускорить? Скажу, может быть, парадоксальную вещь – больше благодарить самим. Близких и малознакомых, за серьезную помощь и элементарное проявление вежливости. И удивительным образом окружающие начнут охотнее отвечать тем же. Подобное притягивает подобное, как думаете?