Знаю, мои дорогие, что очень многие из вас расстраиваются, когда не испытывают особой благодати после Таинства Евхаристии (Причастия). Особенно, когда от других причастников приходится слышать о какой-то неземной радости после причащения Святых Даров. Но стоит ли сосредотачивать свое внимание именно на этом?
Святитель Феофан Затворник писал об этом так: «С нашей стороны необходимы – труды приготовления, затем вера, страх и трепет при приступании к Таинству. Но как ни будь все сие исправно, – ощущение благого действия от святого причастия не есть необходимый плод их. Это всегда в руке Божией. И как ни милостив Господь, но нередко сокращает руку Свою, или в научение, или в наказание, особенно за недостаток смиренных чувств, и еще особенно за такое помышление: то и то сделаю, и будет мне то и то от принятия Святых Тайн. Такие пророчества всегда суть вражьи, – и никогда не сбываются. Ибо тут творится грех чуждоприсвоения, – себе и своим трудам приписывание того, что прямо есть милость Божия».
Мне кажется, это исчерпывающее объяснение. Благодать – это не «конфетка», которую Господь дает всем причастникам. Только Ему ведомо, когда и почему ее сподобится ощутить человек. И на этом неправильно зацикливаться.
Потому что сама возможность причащения Крови и Тела Спасителя, благодаря которому мы соединяемся с Богом, принимая Его не только духовно, но и телесно, – это величайшая радость и счастье. И это соединение происходит на столь тонком уровне, что не всегда ощутимо привычными нам органами чувств. Но оно обязательно проявляется в другом – в незримом изменении души, в постепенном преображении всей нашей жизни, особенно нашего отношения к Богу – как к любящему и мудрому Отцу.