Завтра мы будем молитвенно вспоминать святую, которая стала олицетворением подлинно христианского смирения и самоотверженности. Она не была русской по рождению, но для нашего народа стала родной.
Преподобномученица, великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадского и дочери английской королевы Виктории и была воспитана в протестантской вере. Елисавета вышла замуж за великого князя Сергея Романова, перед Таинством Венчания приняв православную веру и получив по традиции отчество «Феодоровна» — в честь святыни императорского Дома Романовых – Феодоровской иконы Божией Матери.
Великая княгиня искренне полюбила Россию и Православие, которое отвечало добрым устремлениям ее чистой и милосердной души. Она помогала приютам и больницам для бедных, навещала заключенных, посильно участвуя в их дальнейшей судьбе. Когда в 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб ее супруг, московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович, Елисавета Федоровна проявила редкое самообладание, собственноручно собирая разорванное взрывом тело любимого супруга. А спустя всего несколько дней после гибели мужа, приехала в тюрьму к его убийце, умоляя раскаяться. Но революционер-бомбист не сожалел о своем поступке. Тем не менее, вдова подала императору прошение о помиловании Каляева, поднявшись на немыслимую высоту христианского прощения и милосердия. Просьбу о помиловании отклонили, преступник был казнен.
После гибели супруга Елисавета Феодоровна решила полностью посвятить себя Богу и служению людям. Она приобрела на Большой Ордынке участок земли и построила там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа. Вскоре великая княгиня окончательно распрощалась с придворной жизнью и была возведена в сан настоятельницы основанного монастыря. Во время Первой мировой войны она с насельницами обители активно помогала фронту: формировала санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.
После революционного переворота, который великая княгиня приняла с упованием на волю Господа, обитель была закрыта, а ее настоятельница и несколько монахинь арестованы и отправлены в Алапаевск. 18 июля 1918 года заключенных – Елизавету Федоровну, сестру Варвару и членов семьи Романовых – отвезли к заброшенному руднику. Их избили прикладами винтовок и живыми сбросили в шахту. Во время казни великая княгиня молилась, в том числе за своих палачей, повторяя слова распятого Спасителя: «Господи, прости им, не ведают, что творят!»
Через несколько месяцев Екатеринбург был занят войсками Колчака, и тела мучеников достали из шахты. Отступающая Белая Армия вывезла останки великой княгини Елисаветы Федоровны на Святую Землю, где мученица обрела покой в усыпальнице храма святой Марии Магдалины в Гефсимании.
Когда в конце 20 века перед канонизацией новомучеников Русской Православной Церкви вскрыли гробницу великой княгини, всё помещение наполнилось благоуханием меда и цветов. Еще одно подтверждение непреложной истины – у Бога все живы, а святые и праведники проявляют себя и в нашей земной жизни милосердной помощью и защитой.