Это выражение первой из заповедей блаженства, в которых Господь сформулировал духовные качества человека, возносящие его в Царство Небесное. Полностью эта заповедь звучит так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Формулировка «нищие духом» у современных людей часто вызывает недоумение. Что же она означает?
В трактовке святителя Иоанна Златоуста быть «нищим духом» означает быть смиренным и сокрушенным сердцем. Святой писал: «…нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2)».
Противоположностью нищего духом является человек горделивый, который сам себя считает духовно богатым и приписывает себе успехи и добродетели. Чтобы быть «нищим духом» важно осознавать, что все наши таланты, достижения и добрые качества – это не наша заслуга, все это получено от Господа. Как нищий живет на пожертвования сердобольных людей, так и нищие духом понимают, что всё получают от Бога: жизнь, способности, любовь, успехи. В нашей воле и нашей ответственности только право распоряжаться этими бесценными дарами, утрачивать или преумножать их. Поэтому быть «нищим духом» означает не только смирение и осознание, что все совершается лишь по воле Господа, но и неустанное благодарение Его за благодеяния.
Кроме того, быть «нищим духом» означает осознанно смирять свои желания, не идти на поводу у сиюминутных желаний и чрезмерных потребностей. Условно говоря, оставаться «нищим» по воле духа.
Достичь состояния смирения, благодарности Господу и осознанного укрощения своих многочисленных желаний очень непросто. Поэтому–то нищим духом обещано высшее счастье (блаженство) – унаследовать Царство Небесное.