Говоря о древних образах Спасителя, невозможно оставить без внимания такой феномен как Туринская Плащаница. Плащаница представляет собой тонкую льняную ткань размером 436х110 см, в которую при погребении было завернуто тело Господа нашего Иисуса Христа. На этой ткани действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и все Тело Спасителя. Выдвигались различные версии возникновения этого изображения. Никто из ученых и сейчас не может сказать, как возникло изображение на Плащанице.
Исследования показали, что отпечатки на ткани безукоризненно точно передают особенности анатомии человеческого тела, что не достигается даже в лучших изображениях, написанных рукой художника. Образ имеет абсолютно правильные пропорции и безупречную перспективу. Изображение на Плащанице очень подробно рассказывает нам об истязаниях и Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому Плащаницу называют «Пятым Евангелием».
Об использовании Плащаницы при погребении Иисуса Христа свидетельствуют канонические Евангелия (Мк.15,46; Лк.23,53; Ин.20,5-6). О Плащанице упоминает также и апокрифическое евангелие от Евреев.
Подлинность Плащаницы – вне всякого сомнения. Возникает только вопрос с ее датированием с помощью радиоуглеродного метода. Исследования с помощью этого метода дали время появления Плащаницы между 1260 и 1390 гг. Однако ткань для исследования была взята из боковой полосы, где она не идентична остальной части и имеет другой химический состав. Не было учтено также много других факторов.
Сейчас Плащаница хранится в Туринском соборе. А о местах ее пребывания в древности свидетельствует пыльца растений, попавшая на Плащаницу. На ней обнаружена пыльца 49 видов растений, которые произрастают в Палестине, Малой Азии, Франции и Италии. «Из них один вид встречается только около Урфы (Эдессы) и один — около Стамбула (Константинополя)». «Анализируя пыльцу растений, ученые считают, что Плащаница была изготовлена в окрестностях Иерусалима и именно весной».
«Многие ученые считают, что Нерукотворный образ — это Плащаница, которую хранили в свернутом виде: так, что можно было видеть только Лик». В монастыре святой Екатерины на Синае имеется икона IX века, которая изображает Авгаря V, получающего плат с отображением Нерукотворного образа. Плат, изображенный на иконе, соответствует по размерам Туринской Плащанице, свернутой в 8 раз, чтобы был виден только Лик.
Ученые высказывают предположения, что древнейшая иконография Иисуса Христа имела своим источником отпечаток на Плащанице. Обнаружены многочисленные совпадения между древнейшими изображениями Иисуса Христа и изображением на Плащанице. Самые яркие примеры — мозаичное изображение Спасителя VI века на Синае в монастыре святой Екатерины и изображение Христа на византийском солиде (золотой монете) 692 года императора Юстиниана II. Эти памятники имеют весьма интересную деталь: в центре лба Спасителя изображался небольшой пучок волос. Это, вероятно, отображало неверно понятую струйку крови, видимую на Лике Плащаницы. Кроме того Христос, по свидетельству Евангелия, был назореем и, следовательно, не мог стричь волосы. Поэтому такого завитка волос у Него просто не могло быть.