Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Священник Антоний Русакевич
00:08
Приветствую вас, дорогие мои, на сегодняшней трансляции!
Сегодня мы с вами пообщаемся. Поговорим о празднике, который отмечает церковь. Это первый большой праздник в новом церковном году — Рождество Пресвятой Богородицы. Сегодня мы обсудим историю этого праздника, а также я расскажу о завтрашнем богослужении. Завтра я буду служить праздничную литургию. Сегодня в храме уже прошла вечерняя праздничная служба. Храм украшен к празднику, и завтра утром состоится торжественная литургия. Можно будет подать записки на Божественную литургию — за здравие и упокой.
01:02
Рождество Пресвятой Богородицы относится к числу двенадцати самых великих праздников.
Как мы знаем, недавно мы отмечали начало церковного нового года — начало индикта. Новый церковный год начинается 14 сентября по новому стилю. И первый большой праздник в этом году — это Рождество Богородицы. Именно с него начинается все, а затем следуют другие праздники, в которых мы вспоминаем важные события из Евангелия, из жизни Спасителя Иисуса Христа и Матери Божией. Все начинается с рождения Пресвятой Богородицы, от которой родился Сын Божий — Иисус Христос.
02:01
Сегодня мы немного поговорим об истории этого праздника.
Постараюсь рассказать о нем подробнее. Рождество Богородицы — один из двенадцати самых главных праздников. Это непереходящий праздник. То есть, в отличие от Пасхи и других переходящих праздников, он отмечается каждый год в одну и ту же дату. Рождество Богородицы празднуется 21 сентября по новому стилю. Святитель Андрей Критский называл Рождество Богородицы “началом праздников”. Действительно, рождение в семье праведных Иоакима и Анны предуготовило воплощение Сына Божьего, его проповедь, его спасительную жертву и чудесное воскресение.
03:06
Рождество Богородицы — это первый большой праздник в новом церковном году.
В православном календаре новый год отмечается 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому стилю). Символично, что ежегодный круг великих праздников завершается также Богородичным днем — Успением Матери Божией, которое отмечается 28 августа по новому стилю. Между тем праздник Рождества Богородицы появился довольно поздно. Христиане всегда почитали Матерь Божию, но церковная традиция особых богородичных праздников складывалась постепенно на протяжении нескольких веков.
03:59
В Палестине существует предание о том, что царица Елена в IV веке построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
К сожалению, этот храм не сохранился до наших дней. А сам праздник Рождества Богородицы стал официальным на рубеже V–VI столетий, сначала в Византийской империи, затем на Западе. Святитель Андрей Критский составил молитвенный канон и два праздничных слова. Он подчеркивал, что день Рождества Царицы Небесной служит как бы дверью от мира Ветхого Завета к благодати и истине. Этот благодатный день, как говорит святой, приносит общую радость всей твари. Дева Мария рождается и готовится стать Матерью Царя всех — Бога. Она становится посредницей между величием Божества и человеческой немощью.
04:54
Святой Иоанн Дамаскин называл Рождество Богородицы “праздником всемирной радости”, потому что благодаря Богородице весь человеческий род обновился. На святой земле сложились традиции празднования Рождества Богородицы. В Иерусалиме и Назарете эти празднования притягивают множество паломников. Верующие стремятся посетить святыни, связанные с Богородицей. В Назарете это храм в честь Пресвятой Богородицы и источник Девы Марии, в Иерусалиме — греческая церковь Рождества Богородицы. По преданию, она находится на месте, где когда-то стоял дом родителей Девы Марии — праведных Иоакима и Анны.
05:46
На Руси праздник Рождества Богородицы называли Малой Пречистой, в отличие от Большой Пречистой, то есть Успения. Это подчеркивает православная традиция, которая придает большой смысл дню окончания и начала земной жизни Матери Божией.
06:09
Если мы обратимся к историческому содержанию праздника, то узнаем, что о родителях Пресвятой Богородицы и о ее рождении известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Там говорится, что у праведной четы из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. В Ветхом Завете бездетность считалась позором, и бездетные семьи подвергались осуждению. Однажды, когда Иоаким и Анна молились отдельно, обоим явился ангел и возвестил, что Господь услышал их молитвы, и что их потомство прославится по всему миру.
07:22
После этого Анна узнала, что беременна, и супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу. Когда дочь Мария родилась, они по обычаю того времени отдали ее на воспитание и служение в Иерусалимский храм. Через девять месяцев после того, как ангел возвестил им радостную весть, Анна родила дочь, которую назвали Марией. А потом у Марии родился Сын — Спаситель мира Иисус Христос.