Вы прекрасно знаете продолжение этой крылатой фразы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Применительно к верующему человеку у нее появляется особый смысл.
Святые отцы утверждали, что умение дружить – это добродетель, радующая Бога. С одной оговоркой – дружба с достойными. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Почему ты один? Почему не приобретаешь многих друзей? Почему не являешься творцом любви? Почему не устрояешь дружбы, этой величайшей похвалы для добродетели? Подобно тому как быть в согласии со злыми особенно раздражает Бога, так и быть в согласии с добрыми особенно радует Его. Не будь со многими в нечестии; готовь себе друзей прежде жилища, прежде всего прочего…».
Почему стоит остерегаться дружбы с недостойными, не по богатству или положению в обществе, а по состоянию духа? Друзья подобны сообщающимся сосудам: с добродетельным мы становимся лучше, с порочным – хуже. В Библии сказано: «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою» (Притч. 22:24-25). Об этом же говорил святитель Григорий Богослов: «Никакое приобретение не лучше друга; но никогда не приобретай себе в друзья худого человека».
Значит ли это, что нужно игнорировать и презирать грешников? Нет! По завету Спасителя мы должны любить всех, включая врагов. Но это не мешает быть избирательными в выборе друга – близкого по духу человека, которому можно полностью довериться. «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему» (Сир. 6:6-7).
Павел Флоренский писал: «У святых отцов многократно повторяется мысль о необходимости, наряду со вселенскою любовью и уединенной дружбы. Насколько первая должна относиться ко всякому, невзирая на всю его скверну, настолько же вторая должна быть осмотрительною в выборе друга. Ведь с другом срастаешься, друга, вместе с его качествами, принимаешь в себя; чтобы не погибнуть обоим, тут нужно тщательное избрание».
Очень важно не торопиться принимать за истину негативные слухи и сплетни о друге, многократно проверенном в горе и радости. Павел Флоренский напутствовал: «Другу должно принадлежать высшее доверие и высшее прощение. Услышав слово на друга своего, расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь (Сир.19:13-16)».
Мои дорогие, что вы думаете о дружбе и ее избирательности? Расскажите о своем настоящем друге.