Одним из самых распространенных и самых важных символических изображений Спасителя является символ рыбы. По своему происхождению этот символ принадлежит к дохристианскому миру и широко встречается на сирийских, финикийских и египетских памятниках. Принятию этого символа христианами способствовало то, что рыба играет большую роль в евангельском повествовании. Царствие Божие уподобляется Спасителем сети, наполненной разного рода рыбами (Мф. 13,47-49), а апостолы названы Им «ловцами человеков» (Мф.4,19; Мк.1,17). Образы рыбака и рыбы, как символы проповедника и обращенного, были вполне понятны. Однако широкое распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба – Ίχθύς, в котором, по разложении на буквы, находятся начальные буквы полного имени Богочеловека или следующих пяти слов: Ίησοΰς Χριστός, Θεοΰ Υιός, Σωτίρ (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель).
Древность этого акростиха несомненна, но когда же он появился? В сочинении «Liber Promissionum et Praedictorum Dei» епископа Карфагена Квотвульдеуса (V век) говорится, что акростих «ΊΧΘΥΣ» придуман сивиллистами. Так называли иудейских и христианских писателей, которые выдавали свои творения за почитаемые в язычестве Сивиллины книги с целью научить язычников истинам иудейской или христианской веры. И масштаб творчества сивиллистов был таким, что император Август, по свидетельству Светония, сделавшись верховным жрецом, собрал и предал огню более двух тысяч подложных Сивиллиных стихов.
Буквенное значение этого акростиха «ΊΧΘΥΣ» было открыто, вероятно, в Александрии, «и важность символа рыбы для христиан была такова, что они скрывали его значение дольше всех других символических изображений». Только блаженный Августин в своей книге «О граде Божием» прямо истолковывает значение как акростиха греческого слова рыба.
В катакомбах святого Каллиста рядом с так называемой папской криптой находятся 5 комнат, которые называют «комнатами таинств». В них сохранились изображения конца II – начала III века, символически указывающие на таинства Крещения и Евхаристии. Наиболее значимые изображения сохранились во второй комнате. Там находятся изображения: Моисея, изводящего воду из скалы, рыбака, человека, окунающего в воду (крестящего) ребенка, а также изображение треножника, на котором лежат хлеб и рыба. «Перед треножником – молящаяся женщина (Оранта, являющаяся в данном случае символом Церкви) и человек, одетый в паллиум, который был в ту эпоху обычной одеждой христианского духовенства». Этот человек как пресвитер простирает свою праву руку над приношением. В этой комнате находится также изображение трапезы учеников (на столе – хлеб и рыба). Изображено семь учеников, что указывает на евхаристический характер трапезы. В изображениях агап и небесного пира, встречающихся в катакомбах, число людей различно, а среди изображенных есть и женщины.
Примечательно, что Тертуллиан в трактате «О Крещении» говорил о водах крещения, как о водах, истекающих из камня, под которым надо понимать Христа. И на этом изображении крещаемый погружается в ту самую воду, которая вытекает из скалы, и из которой рыболов вытаскивает рыбу.
В катакомбах Александрии были росписи литургического характера, относившиеся к III-IV векам, но, к сожалению, сохранившиеся лишь в рисунках. Там было изображение брака в Кане Галилейской и умножение хлебов. «В этой фреске, под оболочкой библейских сцен, имевших евхаристическое значение, центральное место занимало изображение рыбы».
В катакомбах есть также фреска первой половины III века, «символически изображающая Евхаристию под видом рыбы, которая плавает в воде и держит на спине корзину с хлебами и маленьким прозрачным сосудом с вином».
Учение об этом важном христианском символе ярко раскрывается также в двух эпитафиях II века. В одной следующая надпись: «Вера вела меня повсюду, – пишет он, – и повсюду она предлагала мне в пищу рыбу от источника жизни, ту большую и чистую рыбу, которую держала в своих недрах непорочная Дева и которую она давала друзьям для ядения во все времена, предлагая еще прекрасное вино, которое она дает смешанным с водой и хлебом».