Если гордыня – «матерь всех грехов», то ее противоположность – смирение – это матерь всех добродетелей. Образец смирения нам показал Своей земной жизнью Спаситель. Вспомните, какие унижения, оскорбления и страдания Ему пришлось вынести. Он мог лишь одним Своим помыслом всё прекратить, но смиренно принял Свой жертвенный Крест.
Преподобный Ефрем Сирин давал такое определение смиренным:
«Смиренный не устанавливает собственной воли… но повинуется истине».
«Смиренный не уничижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели».
«Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими».
«Смирен тот, кто делами проповедует добродетель».
«Смиренный ненавидит самолюбие, потому не домогается первенства».
«Смиренный не знает ни досады, ни лукавства, но с простотой и непорочностью служит Господу во святыне, в мире и в радости духовной».
Как видим, мои дорогие, смирение может проявляться по-разному. Смирение по отношению к Богу – это безропотное перенесение всех испытаний, которые для блага нашей души дает Господь, упование на Его милосердие и благодарность за всё.
Смирение по отношению к другим людям – это отсутствие гнева, раздражения и обиды, даже когда для этого есть все основания. Это смиренное принятие основано на понимании: Господь любит грешника, как и меня, потому что он тоже Его творение. Проявляя смирение по отношению к обидчику, мы проявляем его по отношению к человеку, созданному по Образу и Подобию Творца, не отождествляя его с совершенным грехом.
Смирение по отношению к себе – это осознание своих, а не чужих грехов. А также понимание, что все наши таланты, дарования и добродетели – это не наша заслуга, а проявление благодати Святого Духа.
Современному человеку, в котором обществом культивируется эгоизм, стремление к внешнему успеху и агрессивному проявлению своего «я», особенно сложно достичь смирения. Святые отцы учат, что истинное смирение достигается только исполнением евангельских заповедей.
Как это взаимосвязано? Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя (Мк.12:29-31). Стремясь исполнить заповеди, которые по своей сути намного превышают человеческое понимание порядочности, мы неизбежно приходим к пониманию, что без Божьей помощи, нам это сделать не под силу. Когда мы осознаем, как нестойки в своих добродетелях и как легко поддаемся искушениям и грехам, возрастает наше упование на помощь и милосердие Господа.
Мои дорогие, смирение не равно унижению, тем более унижению подчеркнутому, напоказ. Это будет уже проявлением не смирения, а тщеславия, гордыни, лицемерия. Точно так же подчеркнутое отрицание в себе достоинств, которые объективно существуют, будет ложью, а не смирением, то есть грехом. Потому что фактически будет означать пренебрежение дарами Бога. Здесь очень тонкая, но важная грань.
Одинаково губительными для души может быть и высокомерная гордыня, и крайнее принижение своих достоинств. И то, и другое свидетельствуют о зацикленности на себе, о повышенном внимании к собственной личности. Истинно смиренного человека отличает простота в общении с людьми, открытость, радость, ненатужное желание помочь и быть полезным. Чем больше человек стремится произвести впечатление смиренного, тем вероятнее, что смирения у него нет.
Смирение не означает пассивности, желания плыть по течению и ничего не делать. Лучше всего правильное смирение отражено в древнем девизе: «делай, что должно, и будь, что будет». Это и есть упование на Бога, без которого невозможно достичь добродетели смирения.