Прежде чем ответить на этот вопрос, напомню, что между паломничеством к святым местам и экскурсионной поездкой по святым местам большая разница.
Главная цель экскурсии – это познавательный отдых, узнавание чего-то нового и интересного о туристическом объекте. Цель же паломничества – молитва у святынь, испытание своего духа, приближение к Богу.
Изначально паломниками называли только богомольцев, отправлявшихся на Святую Землю, чтобы посетить места, связанные с земной жизнью Спасителя, Божией Матери и апостолов. Само слово, обозначающее таких христианских странников (в переводе с латинского «держащие пальмовую ветвь»), как раз указывало на то, что Вход Господень в Иерусалим и Святую Пасху они провели на Святой Земле.
Позже к паломникам стали относить богомольцев, совершавших путешествие ко всем особо значимым для христиан святым местам. Так, из повествований древних русских летописей мы знаем историю паломничества на Афон преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской лавры. А «Хождение игумена Даниила» свидетельствует о паломничестве в Иерусалим русского монаха уже в начале 12 столетия.
В те стародавние времена, когда даже короткое путешествие из одного города в другой, было сопряжено с опасностями и трудностями, паломничество в далекие края становилось разновидностью духовного подвига. Паломники значительную часть пути преодолевали пешком, зачастую ночевали под открытым небом, терпели зной и холод, подвергались риску быть ограбленными и убитыми разбойниками, пострадать от диких зверей.
Русские богомольцы осознанно и смиренно принимали эти испытания, жили подаянием, отказывались от имущества, искупая таким образом свои грехи ради любви к Господу. К таким странникам – «ка′ликам перехожим» на Руси всегда было особое отношение. Они считались носителями мудрости и часто вестниками Божией воли, а заодно рассказывали о дальних краях, где им удалось побывать. Пожертвовать такому страннику «копеечку», накормить или впустить на ночлег означало посодействовать их духовному подвигу и считалось проявлением благочестия.
И в наше время тотального комфорта важно, чтобы паломничество приводило к внутренним изменениям, покаянию и исправлению, было хотя бы отчасти сопряжено с преодолением своих страстей и недобрых привычек. Да хоть собственной лени! Кто был именно в паломнических поездках по монастырям, знает, что приходится очень рано вставать, чтобы помолиться на непривычно долгом богослужении, а порой и бескорыстно потрудиться на благо обители. И на благо своей душе.
Истинное паломничество далеко от собирания «освященного маслица» или «землицы» со святых мест в надежде на чудо. Главное чудо паломничества – это честный взгляд в свою душу и духовное преображение.
А в вашей жизни, мои дорогие, были паломничества, которые помогли вам обрести глубокую веру, измениться к лучшему? Расскажите в комментариях.