Порой люди недоумевают, почему у одного из 12 главных церковных праздников, который мы с вами будем отмечать завтра, двойное название.
Пятидесятницей этот праздник называется потому, что евангельское событие, в честь которого он был установлен, произошло на 50-й день после Воскресения Христова. Тогда с небес на апостолов сошел Святой Дух в виде всполохов пламени, и они обрели возможность говорить на разных языках и проповедовать христианство всем народам.
В этот день иудеи отмечали праздник, посвященный дарованию Господом ветхозаветному пророку Моисею десяти Божиих заповедей, которые служат для нас духовным ориентиром и сегодня. Это случилось на 50-й день после исхода евреев из Египта. И тоже на пятидесятый день после Христова Воскресения на учеников Спасителя сошла благодать Святого Духа, и многие, видевшие это чудо приняли Крещение. Поэтому Пятидесятница – это день рождения Церкви, сначала – ветхозаветной, а затем – и новозаветной.
А Святой Троицей праздник называется потому, что в этот день было явлено действие третьей Ипостаси Триединого Бога – Святого Духа. Именно поэтому мы празднуем Пятидесятницу и чтим Святую Троицу в один день.
К Пятидесятнице храмы и церковные дворы украшают свежей травой, молодыми ветками березы, живыми цветами, на праздничное богослужение верующие приносят веточки березы.
У этой традиции глубокий символический смысл. Зеленые ветви напоминают нам ветхозаветное событие – явление Аврааму в дубраве Святой Троицы в образе трех ангелов.
Но, мои дорогие, очень важно, чтобы эта традиция не заслоняла собой смысл праздника. Его суть емко сформулировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Мы празднуем величайшее событие, равное тому, что произошло в Вифлеемской пещере. Через Рождество в пещере нам явился рожденный там Богомладенец Христос. В день же Святой Пятидесятницы, по обетованию Божиему, снизошел Дух Святой — третье Лицо Святой Троицы — на всю вселенную, но особенно на учеников Христа Спасителя. В тот момент из простой группы людей силой Святого Духа они стали особой человеческой общностью, в которой Божественное соединяется с человеческим. Эта общность именуется Церковью Христовой, и, в отличие от любой человеческой общности, эта Богочеловеческая общность имеет силу, которую неспособны преодолеть даже силы диавольские».