Троицы Животворящей церковь в Нерли, Калязинский район

0 0
Read Time:10 Minute, 22 Second

На берегу р. Нерль в селе Троица-Нерль в ХVIII веке было построено красивое архитектурное здание – церковь по проекту великого зодчего Матвея Федоровича Казакова (1738-1812 гг.). Церковь освятили в честь Святой Троицы. В приход входили деревни: д. Вески, д. Вистленево, д. Гари, д. Ефимово, д. Згудово, д. Инархово, д. Курилово, д. Лесуново, д. Марково, д. Мякишево, д. Нерльская, д. Окатово, д. Осиновец, д. Пенье, д. Попово, д. Ситьково, д. Соколово, д. Строево, д. Тимонино, с. Троица-Нерль. В них в конце XIX века проживало 4596 прихожан.

 Село Троица-Нерль получило свое название от Троице-Нерльской слободы и построенной в ней Троицкой церкви.

Автор «Записки о г. Калязине» (См. «Историю Твер. Княжества». Стр. 13) говорит: «несомненно, что был монастырь на Нерли, на том самом месте, где теперь слобода Троицко-Нерльская».

В «Материалах для истории Тверской епархии» о монастыре на р. Нерли нет даже простого упоминания.

В Списке с Дмитровской Писцовой книги 7135-7137 г.г., письма и меры Андрея Загряжскаго (М.А.М.Ю. № 877), на листах 225-227, за № 545, находятся следующия сведения о монастыре, существовавшем на месте нынешней Троице-Нерльской слободы.

«Монастырь Живоначальные Троицы что на реке на Нерле а на монастре церковь Живоначальные Троицы да предел великии Чюдотворец Сергей да теплая церковь Чюдотворец Никан. А в церквах: деисусы и двери царские и образы месные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строенье монастырское да на монастыре ж келья игуменская келья брацкая да келья пустая а около монастыря ограда заметом а в заметах ворота святые да у монастыря же слободка а в слободке двор монастырской коровей да бобылей.».

В Дмитровской Переписной книге 186 года (М.А.М.Ю. № 15064), на л. 631, за № 405, читаем:

«Монастырь Живоначальные Троицы что на реке на Нерле у монастыря двор конюшенной а во дворе конюх Антипко Деев у него пасынокГришка Иванов да во дворе поп Кондрат Лаврентьев во дворе дьячек Савка Сгуньев з братом Стенкою…».

 В клировой ведомости 1796 г. о слободе Троице-Нерльской сказано: «Церковь Троицкая с прид. Знамения Пр. Богородицы, каменная, постр. 1770 г. Священники: 1-й Илья Михайлов, 59 л., в школе не был, посвящен в 1771 г. 2-й Григорий Иванов, 29 лет, из богословии, посвящен в 1794 году».

В Тверском епархиальном статистическом сборнике за 1901 г. читаем:

«От Твери 160 в., Калязина 23 в.; почт. адр.: Троице-Нерльская почт. ст. здесь Ц. Троицкая, постр. 1838 г., кам., прест. 5: в холод. 1) Св. Троицы, 2) Свят. Бл. Кн. Александра Нев., 3) Боголюб. Б.М.; в тепл. 1) Знам. Б.М. и 2) СВТ. Николая. Ц. капит.: бил. 280 р., налич. 96 р. 55 к.»

Церковь (1838 г.) была с двумя ярусами звонниц, с 8-ю колоколами. Нижний колокол был весом 600 пудов, т.е. 9600 кг. Само здание церкви имело 2 отдела. Зимняя часть вмещала до 500 человек и летняя – до 1000 человек.

Стены церкви были красиво расписаны. Многие иконы были позолочены и украшены дорогими камнями. Местные богатые купцы делали церкви большие пожертвования. Около церкви было большое кладбище, где хоронили служителей церкви и богатых (правда, вторых за деньги). На могилах были дорогие мраморные памятники и надгробные плиты.

Перед службой в колокола звонили мастера своего дела звонари. Среди них – Филипп Улитин. При церкви был большой церковный хор, который состоял из девушек и юношей, а также и пожилых людей. Руководил одно время хором регент Г.А. Смирнов. Вокруг церкви и кладбища была металлическая ажурная ограда с кирпичным основанием, с красивыми ажурными воротами с 4-х сторон.

Около церкви было здание, которое сохранилось и поныне. Это здание называлось «сторожка». В нем можно было переночевать тем, кто на службу в церковь приходил с вечера.

В 1901 году служили: Священник Илия Феодорович Травин 47-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1878 года, награждён в 1897 году набедренником. Священник Гавриил Иоаннович Вишняков 57-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1865 года, священником с 1898 года. Диакон Андрей Арсеньевич Морковин 60-ти лет, в служении с 1856 года, диаконом с 1898 года. Псаломщик Алексей Иванович Никольский 51-го года, в должности с 1867 года. Псаломщик Александр Николаевич Раевский 20-ти лет, в должности с 1899 года.

 В 30-е годы прошлого века прошла атеистическая война по закрытию и уничтожению святынь нашей страны – православных храмов. Не прошла стороной эта напасть и с. Троица-Нерль. Так, в 1935 году церковь была закрыта. Большую часть икон разворовали, часть – уничтожили. Здание превратили в складское помещение. Кладбище уничтожили. Надгробные плиты использовали позже при строительстве моста через р. Вьюлку. Ограду поломали и растащили.

В 1936 году из колокольни церкви сделали вышку для прыжков с парашютом.

В 1940 году верхнюю часть церкви (колокольню) взорвали и до конца войны около здания лежала груда кирпичей.

После войны (1941-1945 гг.) сразу же приступили к строительству Дома культуры из сохранившихся остатков и частей церкви. Строительство, а вернее перестройка церкви в дом культуры была завершена к 1947 году.

Нерльский дом культуры по сей день размещается в этом здании. Сравнивая здание дома культуры с фотографией бывшей церкви, можно заметить, что сохранено около половины помещений церкви, а также колонны у двух входов, дверь на чердачное помещение. На чердаке, на стенах, по сей день, кое-где видны фрески.

По материалам изданий Каледин А.П. Калязинский край: Троица-Нерль. – М.: РОО – МГООиР, 2006., Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. – Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901.

Композиция «Рождество Христово». Фот. 2014 г.

Село Нерль расположено на берегу двух рек — Нерли (притока Волги) и впадающей в нее Вьюлки, в 1 км к северу от шоссе Калязин — Сергиев Посад. Северная часть села занимает левый берег Нерли, образующей в этом месте петлю. Остальная часть в основном вытянулась вдоль левого берега Вьюлки, но занимает также и ее правый берег. Петлей реки Нерль охватывается местечко Буян. Мыс при впадении Вьюлки в Нерль возвышенный, берега обеих рек обрывистые, но общий характер местности довольно ровный.

Наиболее раннее упоминание о селе относится к 1238 г. в связи с прохождением татаро-монгольского войска через эту местность. В последующие века село было важным торговым пунктом на пути из Москвы в Углич, Ростов и Ярославль, через него проходила большая дорога из Калязина в Углич. Согласно Дмитровской Писцовой книге 1627-1629 гг., здесь на мысу при впадении Вьюлки в Нерль находился Троицкий монастырь с деревянной церковью Троицы (с приделом Сергия Радонежского) и с теплой церковью Николая Чудотворца. Около монастыря располагалась небольшая торговая слобода Троица-Нерль с 16 дворами; в 1646 г. в ней насчитывалось 19 дворов, в которых проживало 49 человек (47 крестьян и два бобыля). В 1-й пол. 18 в. монастыря уже не было, а на его месте стояла деревянная церковь Троицы с приделом Знамения. В 1740 г. построили вторую церковь Михаила Архангела, однако уже в 1747 г. ее разобрали. Каменная церковь Троицы с приделом Знамения, вместо деревянного храма, была сооружена в 1760-е гг.

В 1775 г. экономическая Троицкая Нерльская (Троице-Нерльская) слобода вошла в состав Калязинскою уезда Тверского наместничества.

В 1779 г. во время пожара все село сгорело, пострадала и церковь, которую восстановили к весне 1782 г. В кон. 18-19 в. слобода находилась в ведомстве Тверской казенной палаты. Проходивший через селение тракт из Москвы в Калязин и Углич способствовал развитию торговли. Ежегодно в Троицын день устраивалась ярмарка, на которой продавали зерно, лен, изделия из дерева и железа. Наряду с торговлей развивалось кожевенное производство, шерстобойный и валяльный промыслы. В 1823-1838 гг., вместо прежней церкви, построили новую каменную церковь Троицы — монументальный пятиглавый храм в стиле ампир с двумя приделами (Знамения и Николая Чудотворца) и отдельно стоящей колокольней. В 1840-1845 гг. территорию погоста обнесли новой кирпичной оградой со сторожкой и тремя воротами, а на церковном участке с южной стороны поставили два каменных корпуса лавок (все эти сооружения не сохранились, за исключением сторожки). Позднее, вероятно, во 2-й пол. 19 в., трапезная была объединена с колокольней. В 1929 г. создан Нерльский район, вошедший в Московскую область. В 1935 г. при образовании Калининской области Нерльский район включили в ее состав, при этом село Троице-Нерль (Троице-Нерльская слобода) переименовали в село Нерль.

В 1940 г. церковь Троицы начали перестраивать под клуб, взорвав колокольню. Реконструкция здания продолжилась после войны. В 1945—1947 гг. были сломаны пять монументальных глав храма, на месте колокольни возвели портик с квадратными пилонами, а с востока вместо разобранной апсиды — одноэтажную пристройку. В 1956 г. Нерльский район ликвидировали и присоединили к Калязинскому району.

Самое крупное село Калязинского района, хорошо сохранившее историческую планировку и частично жилую застройку, преимущественно кон. 19 — 1-й трети 20 в. Архитектурной доминантой села служит церковь Троицы — незаурядный памятник провинциальной архитектуры в стиле ампир.

Добровольский, с. 298, с.; Крылов Л., с. 65-71; Тверская область.., с. 172; Суворов, 2000, с. 17-21; Каледин; ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 86606; Ф. 788. Oп. 1. Д. 239; Ф. 852. Оп. 19. Д. 970; РГВИА ВУА. Д. 19087. Ч. 5. Л. 63 об. — 64 об.; РГИА. Ф. 383. Оп. 4. Д. 3018; Ф. 733. Оп. 171. Д. 2224; Ф. 1350. Оп. 312. Д. 168. Л. 63-64 об.

Св. Дмитрий Углицкий. Фот. 2014 г.

Церковь Троицы расположена в центре села на высоком берегу реки Нерль. Первая каменная церковь Троицы с приделом Знамения Богородицы, вместо деревянного храма, была сооружена в 1760-е гг. Не позднее нач. 19 в. территорию храма окружила пятиугольная каменная ограда. Новую церковь Троицы выстроили на том же месте в 1823-1838 гг. на средства прихожан. Сначала артель каменщиков во главе с подрядчиком крестьянином Ярославского уезда Федором Сергеевичем Пламновым (?) разобрала старые колокольню и паперть, а вместо них по проекту 1822 г. выстроила трапезную с двумя приделами (Знамения и Николая Чудотворца) и новую отдельно стоящую трехъярусную колокольню (1823-1827). Каждый ярус прорезали крупные арочные проемы, фланкированные парами колонн, которые несли полный антаблемент (в первом ярусе с треугольным фронтоном). Храм был сооружен в последующие годы, очевидно, по другому проекту и освящен в 1838 г. В 1840-1845 гг. территорию церкви обнесли кирпичной оградой с двумя однопролетными воротами, стоявшими симметрично по сторонам колокольни, и трехпролетными Святыми воротами с юга, по оси храма, а по сторонам от них поставили два каменных корпуса лавок (все — не сохр.). Севернее колокольни была сооружена сторожка — одноэтажное кирпичное здание под вальмовой кровлей. В 1849 г. в храме с одной из сторон главного престола устроили придел Боголюбской Божьей Матери, а в 1883 г. с другой — освятили придел Александра Невского. В 1895 г. трапезная была объединена с колокольней, при этом первоначальная западная стена трапезной была разобрана. В 1940 г. взорвали колокольню. В 1945-1947 гг. в ходе приспособления церкви под дом культуры были разрушены пять глав храма — световые купольные барабаны с арочными окнами (центральный барабан значительно крупнее угловых) и несущие их четыре мощных пилона с подпружными арками и сводами, а также аналогичный угловым главам световой барабан над восточной частью трапезной. С запада на месте колокольни возвели портик с квадратными столбами (от колокольни остались только восточные пилоны на высоту первого яруса), а с востока, вместо разобранной апсиды (по-видимому, полукруглой) — одноэтажную пристройку. На фасадах трапезной растесали окна первого света и пробили по два новых окна в ризалитах, а полукруглые окна второго света заменили прямоугольными. Над всеми окнами первого света выложили сандрики-полочки. Интерьер исказили многочисленные перегородки и потолок, закрывший своды трапезной. Почти целиком утрачено внутреннее убранство. Кирпичные стены церкви с белокаменными цоколем и деталями оштукатурены и побелены.

Несмотря на значительные утраты, исказившие первоначальный облик памятника, его сохранившиеся части дают хорошее представление о некогда монументальном типе пятиглавого храма в стиле ампир с трапезной в формах позднего классицизма.

На сводах и подпружных арках трапезной частично уцелели масляные росписи нач. 20 в. Довольно хорошо сохранились композиции «Моление о чаше» и «Рождество Христово», изображение святых Дмитрия Углицкого и Арсения, епископа Тверского, в овальных медальонах, а также фрагмент фриза с растительным орнаментом.

Добровольский, с. 298; Каледин, с. 52; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16242. Л. 183 об.; Д. 16280. Л. 203; Д. 16298. Л. 163; Оп. 8. Д. 2268, 2272, 2279/6, 2279/з, 2289, 2301, 2321, 3496; Ф. 474. Оп. 2. Д. 348. Л. 168; Ф. 877. Oп. 1. Д. 180. Л. 26; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2051. Л. 71-75; Ф. 1350. Оп. 312. Д. 168.

По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. – М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. – М. : Academia, 2015.

Фото. № 3, 4 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. – М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. – М. : Academia, 2015.

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Как изменить жизнь к лучшему?
Next post Святодуховская церковь в Лучинниках, Калязинский район

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы