В шестой воскресный день (неделю) после Светлого Христова Воскресения в храмах вспоминается нравоучительная евангельская история об исцелении Спасителем слепого (Евангелие от Иоанна, гл. 9).
Уникальность этого события не только в том, что оно было совершенно в субботу – день, посвященный Богу, когда по иудейской традиции нельзя было ничего делать. Христос, излечив слепца, показал, что для добрых дел нет ограничений и формальных правил (суббота для человека, а не человек для субботы).
Более того, Спаситель даровал зрение человеку, который был слеп с рождения и никогда не видел этот мир. Когда после Своей проповеди в храме Христос вместе с учениками вышел на улицу, они увидели нищего слепца, просящего милостыню. Апостолы спросили Учителя о причине несчастья слепого, «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым»? Но Спаситель ответил, что «это для того, чтобы на нем явились дела Божии». И помазав незрячие глаза страдальца, отправил его умыться в купальне Силоам. Несчастный пошел, умылся и пришел зрячим.
Но фарисеи не верят в случившееся и пытаются обвинить Христа и излечившегося во лжи. Но прозревший им ответил: «… грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Но книжники и фарисеи выгоняют его, дескать, не тебе, грешному нас учить. Спаситель, узнав об этом, сам находит прозревшего и спрашивает, верит ли он в Сына Божия? И тот отвечает: «верую, Господи».
Это евангельское событие не только и не столько об излечении слепого с рождения человека. Оно, прежде всего, о духовном прозрении, о том что духовное зрение может даровать только Бог. А человек, который полагается только на свою мудрость и знания, может оказаться духовным слепцом.
«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин 9:30–41). Это грех гордыни.
Преподобный Макарий Великий утверждал: «как запертый внутри темного дома не видит своего тела, так и душа, запертая грехом в веке сем, не видит и не признает своей красоты». Без веры и любви к Богу, без упования на Него человек духовно слеп и не видит, куда идет, не видит цели своего существования. Прозрение начинается с осознания своей слепоты. Затем наступает черед упования на Господа, понимания: без Божией воли и волос не упадет. И лишь потом приходит потребность в благодарности Тому, кому мы обязаны всем.