Смоленской Божией Матери церковь в Богородском Базулине, Калязинский район

0 0
Read Time:6 Minute, 22 Second

Село Богородское-Базулино находилось недалеко от существующей деревни Сидоровская. Церковь была закрыта в 1930-х гг. и использовалась местным колхозом под производственные нужды. Разрушена в 1960-х гг., по воспоминаниям старожилов колокольню взрывали. В настоящее время место, где стояла церковь, заросло деревьями, кладбище заброшено.

О селе Богородском-Базулине впервые упоминается в Дмитровской Писцовой книге за 1627 – 1629 г. “За Григорием Замятиным сыном Неронова отца его вотчина сельцо Самково Базулино…”. Дмитровская Переписная книга за 1646 г. указывает, что в селе Базулино-Богородское имеется церковь. Но какая она, когда построена и ее точное название не указаны. Дмитровская Переписная книга за 1677 год дает более четкие свидетельства о селе Базулине-Богородском.

Там сказано следующее: “За стольником за Иваном Григорьевым сыном Неронова село Богородское Самково и Базулино тож, а в нем двор вотчинников”. Клировая ведомость 1796 года о церкви говорит следующее: “Церковь Одигитрии Смоленской, каменная, построена 1702 года”.

Однако далее Крылов Лев в своих “Материалах” пишет: Клировая ведомость за 1796 год указывает: “Церковь Преображения с приделом Святителя Николая, деревянная, построена 1763 г.”. А далее Крылов Л. пишет следующее: “В делах Кашинского Дух. Правления в “Ведомости” 1821 года есть запись: “К оной Богородской церкви (с. Базулино) приписана навсегда с 1821 года упраздненная состоящая не в штате церковь во имя Преображения Господня с приделом Чуд. Николая, деревянная, не в твердости”. В настоящее время (т.е. 1908 г. – попр. Н.С.) в Юркине существует деревянный молитвенный дом во имя Преображения Господня, построенный в 1853 г.”.

В Тверском епархиальном статсборнике даются несколько иные сведения, нежели у Крылова Льва. Там сказано: “Церковь Смоленская, построена 1866 г., каменная, престолов 5: в среднем Смоленской Божией Матери; правый – православных Святых Давноапостольных Константина и Елены; левый – святой великомученицы Софии; в приделах – правый Преображения Господня; левый Архистратига Михаила”.

Далее в сборнике подтверждается, что в дер. Юркине находится молитвенныЙ дом, деревянныЙ, построенный в 1853 г. во имя Преображения Господня. И далее сказано о том, что сей молитвенный дом построен на месте указанной церкви Преображения Господня. В приходе села Богородское-Базулино 240 дворов, в них проживали 661 мужчина и 751 женщина. Число прихожан – 801-932 человека.

В настоящее время церкви в с. Базулино нет, она пришла в ветхость и разобрана, молитвенный дом так же за ветхостью был разобран еще в 30-е г. ХХ в.

По материалам предоставленным Александром Коршуновым и материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). – Калязин, 2004.

В клировой ведомости 1796 г. помещены следующие сведения: «Церковь Одигитрии Смол., каменная, построена 1702 года. Священник Иван Егоров, 33 л., из философии, посвящен в 1787 г. Церковной земли 36 дес., 7 деревень; 57 дворов; душ муж. п. 208., ж. п. 220».

В приходе села Богородскаго-Базулина находится в 6-ти верстах от него деревня Юркино – прежнее село Спасское-Юркино.

В клировой ведомости 1796 г. о нем сказано:

«Церковь Преображенская с прид. Св. Николая, деревянная, построена 1763 г. Священник Стефан Аввакумов, 58 л., из риторики, посвящен в 1766 г. Церковной земли 26 десятин; 1 деревня; 30 дворов; душ м. п. 123, ж. п. 115».

В исповедной росписи 1739 г. говорится, что «церковь Преображенская, поп Петр Филиппов, вдов, 67 лет; прихожан в селе и дepeвнe Никитине и дер. Самушкине 10 дв., 62 д. м. п., 81 ж. п. В 1751 г. (и в 1753) священник Аввакум Парфеньев (зять Петра Филип.)».

В делах бывшаго Кашинскаго Духовнаго Правления есть «Ведомость» 1821 года, в коей есть следующая запись: «К оной Богородской церкви (с. Базулина) приписана навсегда с 1821 года упраздненная состоящая не в стане церковь во имя Преображения Господня с приделом Чуд. Николая, деревянная, не в твердости».

В настоящее время (по состоянию на 1908 год) в Юркине существует деревянныи молитвенный дом во имя Преобр. Господня, построенный в 1853 году.

По данным Тверского епархиального статистического сборника 1901 года:

Церковь Смоленская, построена в 1866 году, каменная, престолов пять: в настоящей средний Смоленской Божией Матери, правый Святых Равноапостольных царей Константина и Елены, левый Святой Мученицы Софии, в приделах правый Преображения Господна, левый Архистратига Михаила.

В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Лебедев 56-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1887 года, награжден в 1896 году скуфьей. Псаломщик Владимир Гергиевич Морковин 35-ти лет, в должности с 1887 года. Церковный староста крестьянин Григорий Яковлев в должности второе трёхлетие.

Прихожан в селе Богородском-Базулине, в деревнях Исидоровской, Балахонихе, Никиткине, Юркине, Владимировке, Гавреневе, Сенурюхове, Бабиках, Мининской – 240 дворов (661 мужчина, 751 женщина).

В приходе сей церкви в деревне Юркине находился молитвенный дом, деревянный, построеный в 1853 году, во имя Преображения Господня, на месте упраздненной церкви Преображения Господня.

По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. – Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901.

Фрагменты кирпича от разрушенной церкви

С. Богородское-Базулино

1832 г. 160.1.16273 Клировые ведомости Калязинского уезда л, 134. С. Спасское, Юркино тож.

Священник Петр Стефанов Дворяншин 55 л, дьяческий сын из риторики в 1797 г. определён в г. Калязин и посвящён в стихирь к церкви Богоявления Господня во дьяка.

В 1803 г. произведён в Богородское-Базулино во священника, вдов, пономарю-тесть.

Дети: Михаил Виноградов 16 л. в Кашинском уездном училище, в нисшем отделении.

Анна -11 лет.

Пономарь Владимир Васильев Чекалов, дьяческий сын, из философии ТДС, определён на наст место в 1828 г. В 1829 г. посвящен в стихирь. Священнику зять.

Жена Мария Петрова-21 г.

Дети: Александр – 3 г., Петр – 1 год.

1850 г. .Ф. 160. д. 18320 л. 237. с. Богородское–Базулино.

«Пономарь Владимир Васильев – 44 года.

Жена Мария Петрова – 38 лет.

Сыновья: Александр – 20 лет в ТДС высшее отделение.

Пётр – 18 лет в ТДС высшее отделение.

Алексей – 11 лет в Кашинском приходском училище.

Дмитрий – 1 год

Дочери: Екатерина – 16 лет, Ирина – 14 лет».

1860 г. погост Иоанна Предтечи в Залесье

Дьякон Алексей Владимиров Чекалов (около 1839 г.р.) 21 год, диаконский сын по увольнении из высшего отделения Кашинского духовного уездного училища 1859 года июня 11 дня определен на настоящее место , погост Иоанна Предтечи в Залесье, при указе а сего 1860 года сентября 11 дня Преосвященым Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским посвящен в стихарь грамоту имеет женат первым браком диакону Петровскому зять

В семействе у него жена Надежда Иларионова 22 лет

Дочь их Александра ? года

Опись 160 д. 1630.

«В 1863 г. с. Богородское –Базулино.

Заштатная вдовствующая дьяконица Мария Петрова (жена дьякона Владимира Васильевича Чекалова) – 52 г.

Дети её: Дмитрий Чекалов – 14 лет высшее отделение Кашинского духовного училища.

Николай Чекалов – 11 лет, нисшее отделение Кашинского духовного училища.

Анна – 8 лет».

Находятся на содержании зятя своего означенного дьяка Петра Клобукова.

Дьякон Пётр Клобуков – 21 год, пономарский сын, на среднем отделении ТДС. В 1859 г. на настоящее место грамоту имеет.

Жена его Ирина Владимирова (Чекалова) – 21 г. священнику племянница.

Священник Иоанн Симеон Соколов – 47 лет.

1880 г.

Екатерина Владимировна Чекалова – жена священника Калязинского уезда с. Спасского, что на Нерли.

Дмитрий Владимирович Чекалов – священник Херсонской губернии с. Карловки.

Анна Владимировна Чекалова – жена погоста Воскресенского, что на Хотче священника Иоанна Макаровича Сретенского.

В архивном фонде Тверской духовной консистории в метрической книге церкви села Пухлимо Калязинского уезда за 1880 год имеется запись № 13 о рождении 10 июля у Калязинского уезда села Пухлимо священника Дмитрия Николаева Чекалова и его законной жены Пелагеи Иосифовой, оба православного вероисповедания, сына Владимира.

Таинство крещения совершили 15 июля погоста Воскресенского, что на Хотче священник Иоанн Сретенский с и.д. псаломщика Василием Аркадовым и дьячком Алексеем Успенским.

Священник Иоанн Макарович Сретенский был женат на Анне Владимировне Чекаловой (Родословная Сретинских от Alaz 22-02-09)

Восприемником при крещении назван того ж уезда села Глебово священник Михаил Иосифов Белгородский (брат жены).

Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной.

Фото. Александра Коршунова. 2014 г.

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Богородицерождественская церковь в Скнятино, Калязинский район
Next post О еде для усопших на Радоницу

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы