Великий Понедельник открывает Страстную седмицу, посвященную последним дням земной жизни Спасителя и его бессмертному подвигу ради нас.
Сегодня на богослужениях читается Евангелие от Матфея, притчи о бесплодной смоковнице и неправедных виноградарях. В этот же день как прообраз Иудиного преступления звучит рассказ о предательстве родными братьями ветхозаветного Иосифа.
Вспомним притчу о проклятой смоковнице. Войдя в священный город, Спаситель проголодался и хотел насытиться плодами от смоковницы, но не нашел их. Тогда Христос проклял дерево, которое тут же засохло. В чем смысл этого евангельского события?
За полгода до этих событий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Но виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.
Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли более трех лет проповеди Христа, в течение которых Он нес людям слово Божие. Но «смоковница» душ иудейских осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).
Кроме того, преподобный Ефрем Сирин, поясняя эту евангельскую притчу, напоминает о ветхозаветной заповеди, по которой следовало оставлять на смоковнице плоды для сирых и убогих (ср.: Втор.24:19-21). «Господь… проклял ее, чтобы впредь не рождалось на ней плода по закону (естественному), так как она не исполнила закона (Моисеева)».
Также святой дает мистическую интерпретацию проклятия смоковницы. Согрешив, Адам лишился той славы, которой был облечен, и покрыл свою наготу листьями смоковницы (Быт.3:7). Господь же добровольно взошел на Голгофу, чтобы исцелить греховные раны человека, как Адама, и «возвратить наготе его одежду славы». Смоковницу же Он иссушил для того, чтобы показать, что Адам возведен к прежней славе и больше не нуждается ни в листьях, ни в кожаных одеждах. «Итак, отселе человек не имеет надобности в смоковничьем дереве, которое засохло и листья коего, пока были зелены, служили одеждой стыда и покрывалом позора».
Таким образом, проклятие смоковницы стало символом отторжения тех людей, которые только внешне соблюдают закон, а в действительности добрых плодов не приносят. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышание слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).
Подумайте об этом завтра и всмотритесь в свое сердце – не подобно ли оно бесплодной смоковнице?