Село Окатово, от Твери 95 вёрст, Корчевы 40 вёрст.
Церковь Успенская, построена в 1794 году, каменная, престолов два: в холодной Успения Пресвятой Богородицы, в тёплой Казанской Божией Матери.
В 1901 году служили Священник Василий Арсеньевич Рахманин 27 лет, студент семинарии, в служении с 1894 года, священником с 1900 года. Псаломщик Андрей Михайлович Колтыпин 53 лет, в должности с 1886 года. Прихожан в сельце Леонове и деревнях Авдееве, Бешеве, Демидове, Горке, Григорьевском, Лодыгине, Сотникове, Грезневе, Кокоурове, Кожухове, Усове, Ченцове, Нефёдове, Никитиклах, Щапове: 151 двор (591 мужчина, 638 женщин).
C 1907 года по 1930 год священником в церкви был Чекалов Константин Дмитриевич – репрессирован в 1930 году.
Псаломщиком церкви с 1925 по 1930 год был Ситнов Иван Петрович – репрессирован в 1930 году.
Вместе с ними в 1930 году была репрессирована жительница села Окатово Лопатина Анна Васильевна.
Все трое были впоследствии реабилитированы.
Села Успенье-Окатово нет. Рядом стоящие деревни: Григорьевское, Нефедово, Никитино, Авдеево, входившие в приход церкви, в плачевном состоянии. От церкви, взорванной в 1930 году, одна полуразрушенная колокольня. Кладбище частично расчищено. Местные жители рассказывают, что трое, взорвавшие церковь, умерли страшной смертью в тот же год. Церковь была самой старой в этом районе.
В 1628 году в Большой слободе Задубровской Кашинского уезда в вотчине сотника Ивана Алексеевича Мельникова, “что дана его отцу за Московское осадное сидение”, была д. Окатово, стоявшая на левом берегу реки Малой Пудицы. В ней был “двор вотчинников”, 2 двора с 4 бобылями и один пустой двор беглого крестьянина. На правом берегу реки на территории Пудицкого стана Кашинского уезда стоял погост Успенский, на нем каменная церковь Успения Пречистой Богородицы и деревянная теплая церковь Николы Чудотворца, дворы попа, дьячка, келья просвирницы, место пономарское пустое. В 1678 году на погосте церковь Успения Пречистой Богородицы, двор попа, двор пономаря и один бобыльский двор. Деревянная церковь Николы Чудотворца упоминается и в 1806 году. В 1851 году селение называлось село Окатово Устье тож. В 1887 году село входит в Суворовскую волость Корчевского уезда, стоит на пригорке у реки, в селе каменная церковь 1794 года с 2 престолами Успения Пресвятой Богородицы и Казанской Божьей Матери. На левом берегу М. Пудицы по всей вероятности, там, где в начале 17 века была деревня Окатово, располагалось сельцо Окатово. В 1780-х годах оно принадлежало Петру Петровичу Мельсину и насчитывало 3 двора с 9 мужчинами и 8 женщинами. В 1806 году оно было за npапорщиком Адамом Петровичем Мельсиным и насчитывало 4 двора с 12 мужчинами и 9 женщинами. В 1851 году сельцо Окатово в 1 двор с 8 мужчинами и 3 женщинами в собственности Дмитрия Васильевича Перхурова. В 1887 году сельцо принадлежало мещанину С.А. Волкову, земля продана крестьянину села Кимры И.Л. Тюльневу и дворянке Ю.А. Дядьковой.
По материалам Добровольский И. Тверской Епархиальный статистический сборник. 1091., Релина Е.А. Словарь Кимрских деревень от “А” до “Я”. – Кимры, 2004. и со слов Поповой Валентины Петровны
Село Окатово, от Твери 95 вёрст, Корчевы 40 верст. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Из Книги «Словарь Кимрских деревень от А до Я» Кимры 2004 год.
« В 1628 году … была д. Окатово, стоявшая на левом берегу реки Малой Пудицы. .. На правом берегу реки на территории Пудицкого стана Кашинского уезда стоял погост Успенский, на нём каменная церковь Успения Пречистой Богородицы и деревянная тёплая Николы Чудотворца…».
На колокольне Успенской церкви были именные колокола.
«Колокол, отлитый в Москве на заводе Струговщикова … имелся и в селе Окатове: «1823 года генваря 2 дня куплен сей колокол в Корчевской уезд в село Окатово в церковь Успения Божий Матери старанием священника Матвея Якимова и крестьянина Григория Алексеева господ Борковых».
«Еще один колокол этой церкви, весом в 20 пудов и отлитый в Москве в 1747 г., имел надпись: «Княж Яковлева сына Байтерикова в Кашинский уезд в Пудицкий стан в церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Окатове для вечного его и фамилии поминовения».
В 1877 году в Успение-Окатово в семье священника Василия Богородского, Родился сын, Николай Васильевич Богородский. Служил псаломщиком при Храме с 1892 по 1906 год.
По окончании духовной семинарии служил дьяконом при Храме Благовещения Ржевского уезда. В 1929 году за неуплату огромного налога был арестован и провёл год в исправительно-трудовом лагере. Вернулся в свой Храм Благовещения. 6 ноября 1937 года был арестован. 27 ноября 1937 года расстрелян. Священномученик.
Из Тверского епархиального статистического сборника 1901 года.
В 1901 году служили: священник Василий Арсеньевич Рахманин, 27 лет, студент семинарии, в служении с 1894 года, священником с 1900 года. Псаломщик Андрей Михайлович Колтыпин, 53 лет, в должности с 1886 года. Прихожан в сельце Леонове и деревнях Авдееве, Бяшеве, Демидове, Горке, Григорьевском, Лодыгине, Сотникове Грезневе, Кокоурове, Кожухове, Усове, Ченцове, Нефедове, Никитиклах, Шапове: 151 двор (591 мужчина, 638 женщин).
По документам ГАТО (Государственного Архива Тверской обл.).
«28 февраля 1903 г. к церкви с. Успенья-Окатова Корчевского уезда перемещен Чекалов Варнава Дмитриевич 1866 г.р. Сын священника, вдов, в семействе у него никого нет… Окончил духовную семинарию в 1887 году. Священником с 1892 г. Поведения отлично-хорошего. Судим и штрафован не был. Награждён набедренником.
С 1903 г. по 1907 г. состоял безвозмездно законоучителем при Окатовском земском училище. 14 марта 1906 г. награжден скуфьею».
«Согласно прошению 8 октября 1907 года перемещен на настоящее священническое место в Успение-Окатово Чекалов Константин Дмитриевич», брат Варнавы Дмитриевича.
Чекалов Константин Дмитриевич (1877 – 1931) служил священником церкви Успение Пресвятой Богородицы с. Успение-Окатово с 1907 по 1930 год.
Братья Чекаловы происходили из старинной священнической семьи.
Отец – священник, Чекалов Дмитрий Николаевич, служил в Покровской церкви с. Пухлимо; в церкви погоста Троицкого, что в Березняках; Богоявленской церкви с. Никитское Корчевского уезда. Имел награды за «усердную и полезную педагогическую деятельность».
Мать, Пелагея Иосифовна Чекалова (Белогородская) тоже была из старинного священнического рода. Её отец – священник Белогородский Иосиф Андреевич, служил в Покровской церкви с. Пухлимо.
Старший брат, Илья Иосифович Белогородский, был священником Богоявленского Храма с. Глебово Калязинского уезда с 1851 по 1865 г. При нём и происходило основное строительство этого Храма. С 1865 г. священник погоста Георгиевского при Хотче Калязинского уезда. В 1894 г. награждён орденом св. Анны, с 1898 г. протоиерей.
Младший брат, Михаил Иосифович Белогородский, был священником Богоявленского Храма с. Глебово Калязинского уезда с 1865 г.
Чекалов Константин Дмитриевич в 1899 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Учительствовал в Каюровской, Понизовской школах Корчевского уезда.
В 1901 г. женился на Разсудовской Ольге Петровне, дочери Петра Семеоновича Разсудовского, священника Церкви погоста Воскресенского, что в Понизовье и сестре Владимира Петровича Разсудовского, священника Никольской церкви с. Каюрово.
В 1902 г. Константин Дмитриевич был рукоположен во священника с. Соболы Калязинского уезда Тверской губернии.
Согласно прошению 8 октября 1907 года перемещён на священническое место к церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Успение-Окатово. С 1907 г. состоял законоучителем при Окатовской земской школе. Работал учителем в школе деревни Селище.
Осенью 1909 г. умерла от туберкулёза жена Константина Дмитриевича, Ольга Петровна, 28 лет. Осталось пятеро детей. Старшему – семь лет, младшей не было и года. Больше он не женился.
Младший из братьев Чекаловых, Чекалов Владимир Дмитриевич 1880 г.р., окончил Тверскую духовную семинарию, отслужил в армии.
“Тверские епархиальные ведомости” №14-1908г. Рукоположен во дьякона – к церкви села Мокриных-Гор Бежецкого уезда запасный подпоручик 6-го пехотного Сибирского Енисейского полка, бывший воспитанник 2 класса Тверской Духовной семинарии Владимир Чекалов, 12 марта 1908г.»
В начале 30-х годов служил священником в Спасской церкви с. Васюнино Краснохолмского р-на. Был обложен непомерным налогом. Переехал в с Никитское Калязинского уезда, служил там в церкви Казанской Божией Матери.
3-01—1933 Арестован ОГПУ и заключён в Калязинскую тюрьму.
28-02-1933г тройка ОГПУ приговорила к трём годам заключения в исправительно- трудовом лагере. Освобождён по инвалидности в июне 1933 года.
Вернулся в Тверскую обл. служил в Храме села Волково.
27 июля 1937г арестован по доносу председателя Волковского сельсовета.
1 октября1937 г расстрелян. Священномученик.
Гонения 30-х годов не обошли и Успение-Окатово. В ноябре 1930 года в селе Успение-Окатово было возбуждено «дело об организованной контрреволюционной деятельности антисоветской группы». В группу входили: Священник церкви с. Успение-Окатово с 1907 года по 1930 год, Чекалов Константин Дмитриевич 1877 г.р. ; псаломщик этой же церкви с 1925 года по 1930 год, Ситнов Иван Петрович 1881 г.р., и, бывшая, якобы, крупная помещица, Лопатина Анна Васильевна 1891 г.р.
Чекалов К.Д. и Ситнов И.П. были приговорены по ст. 58 п.10 и 11 и высланы на 3 года исправительно-трудовых работ в Казахстан.
Лопатина А.В. – приговорена к высылке на Урал на 3 года.
Священник, Чекалов Константин Дмитриевич, попал в результате в Московскую Бутырскую тюрьму. И умер там, в начале 1931 года, как было сказано, от воспаления лёгких.
Священник Бутырской тюрьмы, о. Мелхесидек, разбирая документы, нашёл около 300 новомученииков, священников, умерших в Бутырках в тридцатые годы, и 72 священномученика, расстрелянных священника, причисленных к лику святых.
Ночные расстрелы в башне Бутырской тюрьмы вели палачи, называемые «исполнителями». Существовала «Книга Почета исполнителей», красный твёрдый переплет, золотые буквы, тонкие вкладки из папиросной бумаги.
Места захоронения, погибших в Бутырской тюрьме священников, не известны.
Судьба сыновей Чекалова Константина Дмитриевича
Чекалов Петр Константинович (24-06-1902 – 7-12-1941). Окончил Промышленно-Экономическую академию им. Рыкова. 7-07-1941 г ушёл добровольцем на фронт. Погиб 7-12-1941 г. на 12 км от Москвы по Пятницкому шоссе — деревня Юрлово. Похоронен в Братской могиле на 16 км Пятницкого шоссе на территории нынешнего санатория «Энергия».
Чекалов Дмитрий Константинович (23-10-1903 г. – 1956 г). Ушёл на фронт летом 1941 года лейтенантом, вернулся майором с орденами и медалями за храбрость. Работал после войны вторым секретарём Конаковского райкома партии. При нём строилась Конаковская ГРЭС.
Чекалов Михаил Константинович (17-10-1907 г. – май 1943 г). В 1930 г. работал учителем в Рязанской обл. Ушёл на фронт в 1941 г.
«Тверская Земля в Военной истории России». Книга памяти.
ЧЕКАЛОВ Михаил Константинович. род. 1907, дер. Окатово. Кимрский район. Призван в 1941. Красноармеец, Пропал без вести, май 1943. (Книга памяти, Вышневолоцкий район.).
Вот таких сыновей вырастил «враг народа». Сыновей, которые с первых дней войны встали на защиту своей Родины.
* * *
Сведения о судьбе псаломщика, Ситнова Ивана Петровича, после ссылки 30-го года появились в информации 1937 года.
Село Воспушка Владимирской обл. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, где в 1937 году священником был Рассудовский Владимир Петрович. Рассудовский Владимир Петрович был другом детства и братом жены священника Чекалова Константина Дмитриевича. Он служил священником Никольской церкви с. Каюрово, а после смерти своего отца занял его место в церкви погоста Воскресенского, что в Понизовье Кимрского р-на, в непосредственной близости от прихода Чекалова К.Д. в с. Успение-Окатово. В 30-м году он был раскулачен и выслан за пределы Московской обл., в которую входил тогда Кимрский р-н. Он, конечно же, хорошо знал Ивана Петровича Ситнова. Возможно, после окончания ссылки Иван Петрович Ситнов поселился в с. Воспушка Владимирской обл.
«6 июня 1937 г. арестовали священника с. Воспушка Владимира Петровича Рассудовского. Приговор – 10 лет лагерей.
30 августа 1937 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и вскоре расстрелян священник с. Воспушка Борис Сергеевич Недумов».
Их место занял Ситнов Иван Петрович 1881 г.р., уже прошедший арест, допросы, ссылку в Казахстан в 1930 г. Занял место священника в уже обреченной церкви. Иван Петрович знал, не мог не знать, какая судьба ждёт его в самое ближайшее время. И «27 октября 1937 г. батюшка – Иван Петрович Ситнов, был снова арестован и получил 10 лет лагерей».
4 декабря 1937 г. арестован священник с. Воспушка «Осия (Малиновский Михаил Васильевич)», который к этому времени тоже прошёл круги ада с арестами, ссылками. Были в его жизни уже и Бутырка, и Соловки. И едва ли было заблуждение, что на этот раз всё закончится благополучно.
Кончина – расстрел на Бутовском полигоне в Москве.
Вот такая трагичная судьба служителей только одной церкви. Какая же сила заставляла этих людей, вставать одного на место другого. Закрывать церковь с. Воспушка. в прямом смысле, своей грудью. И почему Подвиг Веры не был оценён их односельчанами и потомками.
Лопатина Анна Васильевна, которая была приговорена к высылке на Урал на 3 года, была освобождена в зале суда. В её деле есть справка, что она больна:.. «неврастения, анемия. Пребывание в дороге не более 2-х дней». Возможно, состояние её здоровья не внушало оптимизма, и поэтому решили оставить её на руках родственников. Едва ли пожалели вдову с тремя детьми.
Все трое были впоследствии реабилитированы.
* * *
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Успение-Окатово была взорвана. Как рассказывали старожилы: «Никто взрывать не хотел, но нашлись-таки двое, хорошо взорвали, мало, что осталось, и оба умерли в тот же год страшной смертью».
От старинной красавицы церкви осталась в настоящее время одна разрушенная колокольня.
Нынче села Успение-Окатово нет. Деревни, входящие раньше в приход, Бяшево, Авдеево, Григорьевское, Нефёдово, Никитское и др. сейчас дачные, оживают только к весне. Местных жителей почти не осталось. А по справочнику 1901 г. в приходе было: 591 мужчина и 638 женщин. Детей в семьях было от пяти человек и больше. Был в приходе и свой родильный дом в деревне Авдеево. Поля, по большей части, затянуло кустарником.
ПОПОВА Валентина Петровна.
Источники:
Информация о колоколах церкви с. Успение–Окатово – В. Коркунов. Тверские колокола
Информация о церкви Иерусалимской иконы Божией Матери с. Воспушка Владимирской обл. – Народный каталог Православной архитектуры
Книга памяти Тверь
Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной
Православные храмы Тверской земли