Многие обращали внимание, что любое наше действие, направленное на исправление, избавление от грехов и страстей, возрастание в вере, сопровождается искушениями. Особенно это заметно в Великий пост. Что с этим делать?
Прежде всего давайте определим для себя, что такое искушение, на пользу оно нам или во вред. Искушение – это своего рода испытание веры, проверка человека на духовную прочность. Обычно оно заключается в том, что вокруг вставшего на путь исправления человека начинаются будто сами собой формироваться обстоятельства, которые пытаются сбить его с выбранного пути. Например, только для себя решил, что будешь стойко держать пост, тут же нагрянут гости с вкусняшками, которых вроде бы и отказом обидеть не хочется. Или твердо решила причаститься в ближайшее воскресенье, готовилась, в субботу исповедовалась, а на Божественную Литургию неожиданно проспала…и уже не стала торопиться, в итоге в храм не пошла. Уверен, каждый из вас может привести множество подобных примеров.
Но все они в той или иной степени связаны с необходимостью нравственного выбора. Только от нас зависит: поддадимся мы искушению, или пересилим его. Надо понимать, что все искушения, которые уводят нас от Бога и греха, являются происками бесов. Им ведомы слабые места и болевые точки человека, а они у каждого свои. На них-то и нажимают. С искушениями лукавого столкнулся даже Спаситель. Помните, как дьявол предложил удалившемуся в пустыню Христу сначала превратить камни в хлеба, потом — спрыгнуть вниз с крыши Иерусалимского храма и, наконец, поклониться сатане и получить за это власть над всем миром? Спаситель отверг все искушения, после чего ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4:11). Конечно, будучи Богом, Иисус Христос по определению не мог поддаться искушению. Однако, приняв на Себя человеческую природу, Господь во всем уподобился нам. Поэтому пройдя через опыт диавольского искушения, Он показал нам пример того, как надо вести себя перед лицом бесовского испытания. Достаточно помнить о Боге и руководствоваться не своими сиюминутными желаниями, а заповедями.
Но только ли искушение – это лишь мучительный выбор и тяжелое испытание? Святые отцы считали искушения благом для человека, укрепляющим веру. Святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Искушение не есть зло, но – добро. Оно хороших делает еще лучшими. Это – горнило для очищения золота, это – мельница для сотрения жестоких зерен пшеницы. Это – огонь, истребляющий волчцы и терния, чтобы сделать землю способной к принятию добрых семян».
«Чем ожесточеннее лукавый враг пускает в нас огненные стрелы, — писал преподобный Макарий Великий, — тем более и более должно нам укрепляться в Боге, возлагая на Него надежду и в твердом убеждении, что все это попускается по воле Божией, которой единственная цель заключается в том, чтоб души, любящие Бога, были вполне испытаны искушениями и со всею удовлетворительностью доказали свою любовь к Богу».
Поэтому, мои дорогие, всегда помните, что искушения от бесов происходят по попущению Господа для испытания нашей веры, тренировки духовной стойкости и проявления страстей, которые сами мы, может быть, и не осознаем. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению». (Сир. 2:1)
Не всё и не всегда будет получаться, порой искушения будут побеждать дух. Но самое главное не сдаваться. Проигранное сражение – это еще не проигранная война. Душа человеческая всегда была и будет оставаться полем брани между Светом и тьмой. Но выбор всегда за нами.