Село Ящины, от Твери 140 верст, от Вышнего Волочка 12 верст.
Церковь Никольская, построена в 1850 году, деревянная, престол один Святителя Николая.
Церковные документы: опись 1852 года, метрики с 1852 года, исповедальные с 1840 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Алексей Георгиевич Малеин 26-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, священником с 1897 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы. Диакон Петр Арсеньевич Сербский 33-х лет, в служении с 1885 года, диаконом с 1897 года, состоял учителем пения в церковно-приходской школе. Псаломщик Петр Тимофееыич Синев 57-ми лет, в должности с 1865 года. Церковный староста крестьянин Ксенофонт Кондратьев, в должности с 1899 года.
Прихожан в селе Ящинах, в деревнях: Шепелькине, Сысоеве, Вадоножке, Нивке, Джгулеве, Грядах, Гудобине, Василеве, Подсосонье, Старом, Гудобинке, Рогу, Никольской, Речьке, Зашишевье, Филине – 281 двор (847 мужчин, 955 женщин).
В 1915 году служили: Священник Михаил Шевелев 30-ти лет, из 5-го класса аеминарии, на службе 8 лет, в Никольском храме 5 лет. Штатный диакон Александр Воскресенский 44-х лет, на службе 21 год, в Никольском храме 3 года. Исполняющий должность псаломщика Евгений Шеметов 20-ти лет, на службе 2 года.
Прихожан в деревнях: Шепелькино, Вадоножье, Ожгулево, Нивка, Гряды, Гудобино 1-е, Василево, Подсосонье, Старое, Гудобино 2-е, Рог, Никольское, Речка, Зашишевье, Филино – 713 мужчин, 817 женщин; старообрядцев – 6 мужчин, 5 женщин.
К сей церкви приписана Тихвинская церковь (в 6 верстах), деревянная, построена в 1873 году, престол один Тихвинской Божией Матери.
В приходе села Ящин находилось три часовни: 1) в деревне Старом, Святого Великомученика Димитрия Солунского, построена издавна, деревянная; 2) в деревне Филине, Успения Божией Матери, построена издавна, деревянная; 3) в деревне Зашишевье, Преображения Господня, построена издавна, деревянная.
По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915.
Г.К. СМИРНОВ
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ЯЩИНЫ
Архитектурная хроника
Никольская церковь в селе Ящины, расположенная в 10 км от Вышнего Волочка на берегу озера Ящино, принадлежит к числу деревянных храмов, характерных для периода ранней эклектики середины XIX в. История проектирования и строительства любой провинциальной церкви представляет интерес не только для местного краеведения, но и для исследователей русской архитектуры, которые стремятся воссоздать историю отечественного зодчества во всей её полноте. Однако по многим памятникам провинциальной церковной архитектуры в России мы располагаем довольно скупыми сведениями, лишь в общих чертах освещающими историю их создания. При этом крайне редко сохраняются графические материалы – проектные или фиксационные чертежи подобных построек. В этом отношении ящинской церкви «повезло»: хранящиеся в архивах Твери и Санкт-Петербурга документы позволяют достаточно подробно и полно изложить историю её проектирования и строительства.
Существовавшая издавна в селе деревянная церковь во имя Николая Чудотворца в октябре 1757 г. сгорела во время пожара. Храмозданная грамота на строительство новой церкви датируется ноябрём 1758 г., но по неясным для нас причинам (возможно, из-за отсуствия средств) храм появился в селе только в 1772 г. При этом строили его не заново, а перевезли из Никольской Столпенской пустыни купленную деревянную церковь, которую и поставили на сельском кладбище. Однако освятить этот храм не могли в течение нескольких лет из-за отсутствия священника. Дело в том, что предыдущий ящинский священник Семён Иванов года за два до возведения храма был лишён сана «за обвенчание беззаконного брака». В результате в 1777 г. в церкви экономического села Ящины, приход которой насчитывал до 50 дворов, священника не было уже 7 лет. В неосвящённом храме имелся иконостас с ветхими Царскими вратами и скудная церковная утварь. Такая ситуация склоняла Тверскую духовную консисторию к решению ликвидировать здесь самостоятельный приход, приписав его к церкви села Быстрое (в 10 верстах от Ящин) или к одной из церквей Вышнего Волочка. Но крестьяне воспротивились этому намерению и в октябре 1778 г. обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Арсению с просьбой оставить у них церковь, убранство которой они дополнят, и назначить им священника. Не дождавшись ответа, крестьяне в следующем году ешё дважды обращались к владыке с подобной просьбой, но и тогда, по всей видимости, безрезультатно. Только ходатайство бывшего тверского наместника Я.Е. Сиверса позволило ящинским крестьянам ещё через несколько лет обрести священника и освятить церковь. В октябре 1781 г. Сиверс во время своих многочисленных поездок по губернии оказался в Ящинах, где из разговора с местными крестьянами узнал об их нужде и вызвался «быть за них хожатым». Действительно, через несколько дней он передал прошение ящинских крестьян всё того же содержания и к тому же епископу. После этого дело сдвинулось с мёртвой точки и в течение двух с лишним лет решилось благополучно для просителей. 10 января 1782 г. священник Казанского собора Вышнего Волочка Пётр Алексеев «освидетельствовал» ящинскую церковь на месте и следующим образом охарактеризовал её: хотя снаружи она кажется «несколько пообветшавшею, но внутренность представляет её довольно здоровую и крепкою, а и внешность можно бы ещё сделать не только прочною, но и благовидною чрез обшивку всех стен новым тёсом». В декабре 1782 г. церковь была готова к освящению, а в следующем году в село был определён произведённый в священники Пахомий Михайлов, бывший до этого пономарём в селе Никульское Вышневолоцкого уезда. 15 января 1784 г. новый священник просил Тверскую духовную консисторию разрешить освящение церкви, которое, очевидно, вскоре и совершилось.
Храм, с отдельно стоявшей колокольней, просуществовал до 2 сентября 1845 г., когда его уничтожил пожар. Но ещё до этого сохранение прихода в Ящинах снова оказалось под угрозой. 6 июня 1845 г. управляющий Тверской удельной конторой, в ведомстве которой тогда находилось село, Повало-Швейковский обратился к архиепископу Григорию с просьбой упразднить приход в Ящинах, поскольку он был очень мал и не имел средств для сооружения нового храма, в то время как старая церковь уже пришла в ветхость. Однако епархиальный архиерей не согласился с этим. Причина отказа заключалась в том, что ближайшие церкви (в сёлах Быстрое и Глубокое) находились на довольно значительном расстоянии. Кроме того, упразднение прихода могло привести к усилению старообрядцев, которых здесь насчитывалось 13 человек. Поэтому владыка настаивал на строительстве новой церкви или починке старой. С целью осмотра церкви в Ящины был направлен архитектор Тверской удельной конторы М. Шашин, который признал здание совершенно ветхим и составил проект со сметой на строительство нового деревянного храма. Церковь в проекте Шашина была выполнена в сдержанных формах стиля ампир. Собственно храм представлял собой четверик с куполом в завершении. Купол, полусферический внутри, имел снаружи более привычную для деревянной архитектуры форму восьмерика с гранёным завершением. На фасадах четверика арочный вход фланкировали две пары пилястр, а выше располагалось крупное полукруглое окно. Компактная квадратная в плане трапезная соединяла храм с двухъярусной колокольней, увенчанной шпилем. Ящинские крестьяне выразили согласие построить церковь по этому проекту на свои средства. Необходимую по смете сумму (2779 руб. 77 коп.) предполагалось собрать в течение пяти лет. Проект и смета Шашина рассматривались в Петербурге архитектором Удельного ведомства академиком архитектуры Х.Ф. Мейером в июле 1845 г. Мейер, очевидно, счёл представленный проект выполненным не «по правилам архитектуры», а также устаревшим в стилистическом отношении. В столице архитектурные вкусы уже изменились. На смену ампиру пришли русский и русско-византийский стили, отражавшие поиски зодчими национального стиля. Проект Мейера в полной мере отвечал этим вкусам: купол храма заменялся более традиционной маковичной главой, а шпиль колокольни – шатром в духе русского зодчества ХVII в. Аналогичные изменения коснулись и декоративных деталей. Но при этом общие габариты и план церкви остались по существу прежними. Этот проект, утверждённый министром императорского двора, был 4 сентября 1845 г. отправлен в Тверскую удельную контору с тем, чтобы, когда будут собраны две трети необходимой суммы, подать его на утверждение тверскому архиерею.
Однако, за два дня до этого произошёл упомянутый выше пожар, который, очевидно, нанёс большой ущерб и самому селу. В этой ситуации сметная стоимость проектируемого храма оказалась слишком большой для ящинских прихожан, которые вынуждены были изменить своё прежнее решение. 11 августа 1847 г. они обратились с просьбой разрешить им купить за 100 руб. упразднённую деревянную церковь в селе Глубокое и поставить её в Ящинах, внеся изменения по указанию архитектора. В связи с этим архитектор М. Шашин был отправлен в Глубокое, где осмотрел бывшую Петропавловскую церковь, построенную в 1777 г., а затем составил проект и смету на её перестройку. Теперь Шашин откликнулся на веяния времени и изобразил на чертеже церковь в духе эклектичных тенденций середины XIX в., выделив фасад храма килевидным архивольтом, завершив его восьмигранным барабаном с маковичной главой, придав килевидное очертание наличникам окон. Но сделал он это опять не «по правилам архитектуры».
Проект и на этот раз не удовлетворил столичного архитектора Х.Ф. Мейера, к которому снова на согласование попала работа тверского мастера. Наверное, больше всего ему не понравилась неуклюже начерченная колокольня, а также, возможно, пропорциональные соотношения основных элементов композиции и отдельные детали. В октябре 1848 г. Мейер составил новый проект, который можно рассматривать как облагороженный, исправленный по принципам профессиональной apхитектуры вариант чертежа, выполненного Шашиным. Этот проект, представляющий собой хороший образец раннего русского стиля в архитектуре, был утверждён министром императорского двора 9 апреля 1848 г. В 1849 Г., по меньшей мере дважды объявлялись торги на подряд по строительству ящинской церкви, однако, никто на них не являлся, и тогда решено было вести работы хозяйственным способом, то-есть без посредников. Перевозка храма и сооружение его на новом месте были произведены в течение 1850 г., а летом 1851 г. архитектор М. Шашин осмотрел церковь и удостоверил, что она выстроена хорошо и в соответствии с проектом. Однако, существующая церковь свидетельствует о том, что её западная часть была несколько изменена относительно проекта. Впрочем, это могло произойти позднее ради расширения помещения.
В настоящее время Никольская церковь в селе Ящины находится в очень плачевном состоянии. Уже давно утрачены шатровая колокольня и глава храма, а в последние годы рухнули перекрытия, сорвана большая часть наружной обшивки, выломаны полы. К сожалению, надежды на сохранение этого памятника деревянной архитектуры середины позапрошлого столетия, а тем более на его реставрацию, практически нет. Вскоре единственной памятью о ящинском храме останутся те архивные документы и чертежи, о которых было рассказано выше.
По материалам издания Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах. – 2004. – № 8.
Графические материалы из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М.: “Индрик”, 2013. Архивные фото. с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары – Георгиевский приход села Матвеево
Фото. № 1 Дениса Ивлева. Архивное фото. с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары – Георгиевский приход села Матвеево
Православные храмы Тверской земли