Необычно крупная для небогатого села церковь построена в стиле позднего классицизма. Село входило в состав Кемецкой волости Валдайского уезда Новгородской губернии и принадлежало двум новгородским помещикам – Зимину и Костевичу. Строительство церкви в селе, как следует из поминальной надписи на южной стене храма, было начато в 1839 г., главный же престол освящен только в 1897 г. Другая надпись на северной стене храма сообщает, что расписан он был лишь в 1911 г. Страховые документы датой построения церкви называют 1887 г. Церковь стоит на невысоком пологом холме в центре небольшой площади села и доминирует в окрестном ландшафте. Территория церкви по пери метру была обсажена березами. В нескольких метрах к востоку от храма проходит центральная улица села. Объемная композиция кирпичной неоштукатуренной церкви состоит из высокого храма с полуциркульной апсидой, обширной двухпридельной трапезной, четырехъярусной колокольни и небольшого позднего притвора. Крестообразный в плане храм завершен массивным световым барабаном с двенадцатью световыми проемами, перекрытым куполом. Барабан опирается на подпружные арки, перекинутые между пристенными пилонами. Переход к основанию барабана от пилонов осуществлен при помощи парусов. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, апсида – конхой. Трапезная бесстолпная, прямоугольная в плане и равна по ширине храму. Алтарные полукружия снаружи не выявлены. Центральная часть трапезной перекрыта крестовым сводом, приделы – коробовыми сводами с распалубками над широкими продольными арками. Четыре яруса колокольни – кубические по объему, уменьшающиеся к верху, по сторонам света прорезаны стройными арочными проемами.
Декоративное убранство фасадов решено в лучших традициях позднеклассицистической архитектуры. Боковые фасады храма оформлены четырехколонными портиками в антах. Колонны тосканского ордера с энтазисом имеют белокаменные абаки, несут антаблемент и треугольный фронтон. Развитый антаблемент проходит по всему периметру церкви и повторен в завершении светового барабана. В декоре использованы простые прямоугольные филенки и полуциркульные ниши. Окна в нижнем ярусе церкви прямоугольные, на барабане храма – арочные. Центральные окна приделов выделены раскреповками и полочками, простенки окон барабана обработаны пилястрами. Фасады колокольни по ярусам оформлены полуколоннами, пилястрами и фронтонами. Купольное покрытие барабана с гуртами завершено стройной вазообразной главой.
Настенная живопись в интерьере выполнена в лучших академических традициях. Иконостасы храма и приделов – в формах эклектики.
РГИА Ф. 799. Оп. 33. Д. 1083. Л, 112, 112 об.; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3644; Список населенных мест Новгородской губернии. Новгород, 1909. Вып, 5, Валдайский уезд. С. 52 – 53; Тверская усадьба: Указатель архивных документов, книг и статей (1900 -1995). Тверь, 1996. Ч. 3. С. 106; Бологое: Пособие по краеведению. Сост. О. Копьёва. Вышний Волочёк, 2000.
А.Г.
По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. – Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО “Тверское княжество”, 2002.
Приход села Котлованово, V класса, до революции входил в состав Валдайского уезда Новгородской губернии.
Котловановский приход под сим названием существует издавна; в церкви до ныне сохраняется несколько икон, написанных на празелине, с надписями 7190 (1682) года и с обозначением имени жертвователей этих икон в Котловановскую церковь. Прежние церкви были все деревянные: первая, известная по вышесказанным иконам, полагать надобно, существовала до конца первой четверти минувшего столетия; вторая существовала до последних годов того же столетия; третья, построенная в последних годах прошлого или в первых годах настоящего века, разобрана в 1852 году, а вместо сей последней построена (ещё не освящена) каменная на том месте, где была вторая деревянная церковь. В том же селе Котловане еще есть каменная церковь в честь Знамения Божией Матери, построенная в 1844 году.
Село Котлован с церквями находится на северной оконечности озера Кафтина, при истоке из него реки Кемки.
Село отстоит от уездного города Валдая в 72 верстах, от Вышнего-Волочка в 55 верстах, от города Борович в 50 верстах, от Петербургско-Московского шоссе в 50 верстах, от Николаевской железной дороги в 22 верстах, от судоходной реки Мсты в 12 верстах.
Первая из сохранившихся в народной памяти Котловановских церквей, от которой остались и ныне существуют иконы с надписями, находилась, по преданию, напротив нынешних церквей на левом берегу реки; место это заметно по кладбищу, ныне стоит в черте усадьбы помещицы Поливановой.
Крестных ходов до 1859 года не было; но с сего года бывает крестный ход, при встрече и провождении иконы Иверской Божией Матери в сентябре месяце.
В приходе находится церквей каменных 2, часовен деревянных 9.
При Котловановской церкви библиотека весьма незначительна и кроме богослужебных книг состоит из духовно-нравственных сочинений новейшего издания.
Школа из 20 мальчиков прежде находилась в приходской деревне Ямник, а ныне устроена в одном здании с волостным правлением, при Котловановской церкви.
Прихожан в усадьбах: Котлован (1-ая), Михайловское, Котлован (2-ая), Тимково, Горка, Гололево, Троицкое, Ригодищи, Святое, в деревнях: Дмитровка, Жуково, Логиново, Поддубье, Свинкино, Глубокое, Раменье, Ожевское, Леносово, Гайнево, Семеново, Ямник, Гоголево, Заозерье, Чашево, Корхово, Олеглово, Ригодищи, Вастльево, Святое – 858 мужчин и 905 женщин.
По материалам издания Новгородский сборник. Выпуск II. – Новгород: Издание новгородского статистического комитета, 1865.
Котловановская церковь имеет давнюю и богатую историю, берущую свое начало в XV – XVI веках. Уже те времена здесь существовала Пятницкая приходская деревянная церковь, которая могла располагаться как на правом, так и на левом берегу реки Кемки. По истечении определенного промежутка времени церковь ветшала, и ее отстраивали вновь.
Современный храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы – четвертое по счету здание приходской церкви в деревне Котлованово.
В 1834 году Валдайская помещица Прасковья Петровна Бутенева (сестра владелицы Тимковской усадьбы Елизаветы Бутеневой), в замужестве Щербова, обратилась к епархиальному начальству с прошением о постройке в собственном имении в селе Котлованове каменной трехпрестольной церкви Св. Параскевы Пятницы, взамен пришедшей в ветхость деревянной приходской, выстроенной в 1793 году и выдаче ей для этого сборной книги.
Разрешение Высокопреосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского последовало уже в январе 1835 года. Но канцелярская волокита длилась еще три года, и только в январе 1838 года было положено начало строительства каменной церкви. После смерти Прасковьи Петровны строительство церкви продолжил ее муж – подполковник корпуса инженеров путей сообщения Щербов Михаил Михайлович. Позднее он женится во второй раз на Ефросинье Тимофеевне.
Подрядчиками на строительстве в разные годы были осташковский мещанин Николай Гаврилович Филошин, новоторжский мещанин Федор Якимович Калинин, бежецкий мещанин Михаил Петрович Бардин, крестьянин Валдайского уезда Михаил Никитин, крестьянин Тверской губернии Данила Григорьев.
В селе Котлованове на то время была еще одна каменная церковь с деревянным куполом Знамения Божьей Матери, которая стояла на кладбище и была построена помещиком Федором Степановичем Бутеневым. На время строительства Пятницкой церкви она заменяла приходскую и в ней проводились службы. До настоящего времени эта кладбищенская церковь не сохранилась.
12 февраля 1832 года епископом Старорусским Преосвященным Тимофеем был рукоположен в священники церкви Святой Великомученицы Параскевы Пятницы (еще ветхой деревянной) Гавриил Иоаннович Рождественский, 1810 года рождения, дьяческий сын, который к 17 апреля 1877 года дослужился до сана протоиерея. Помимо отправления богослужений Г. И. Рождественский активно занимался общественной деятельностью – являлся сотрудником Попечительства о бедных духовного звания, боле десяти лет преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. За «усердное проповедование Слова Божия», за многолетнюю полезную деятельность неоднократно поощрялся и был награжден всеми возможными для приходского священника знаками отличия: набедренником, скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом, 3 февраля 1865 года пожалован Кавалером ордена Святой Анны III степени, а в 1882 году за 50-летнюю службу награжден орденом Святого Владимира IV степени (получение ордена Владимира любой степени давало право потомственного дворянства, ордена Анны III степени – личное дворянство).
Строительство нового каменного храма начато при отце Гаврииле Иоанновиче. Строительство затянулось на полвека, и Г. И. Рождественский не дождался его окончания, но присутствовал при освящении первых двух теплых пределов во имя Святого Николая (южный) и пророка Илии (северный) 4 и 5 октября 1887 года, будучи уже с 1885 года заштатным священником.
Женой Гавриила Иоанновича была Евдокия Григорьевна Рождественская, 1814 года рождения. Здесь, в селе Котлованове, у них родились восемь детей – три сына и пять дочерей: Александр – 1835 г.р., обучался в Новгородской духовной семинарии (на 1853 год); Василий – 1839-40 г.р., обучался в Боровицком духовном училище (на 1853 год), на 1877 год – священник, магистр, состоял профессором богословия в Санкт-Петербургском университете и доцентом при Санкт-Петербургской духовной академии, на 1881 год – экстраординарный профессор богословия в Санкт-Петербургском университете, 8 апреля 1881 года выписал свидетельство о рождении Александра Блока; на 1884 год – протоиерей; был женат на дочери священника Санкт-Петербургской Входоиерусалимской (Знаменской) церкви протоиерея Василия Ивановича Барсова Александре Васильевне и имел двоих детей – дочь Зинаиду и сына Сергея (25.08.1868 – 17.06.1934), дворянина, историка, археографа, архивиста, 8 августа 1931 года приговоренного к ссылке в Томск, где через три года умирает; реабилитированного при пересмотре дела в 60-е годы (по ходатайству его ученика Мартынова М. Н.); отец Василий умер в 1917 году; Татьяна – 1841-42 г.р., до 1893 года – девица, проживала в селе Котлованово; Иоанн – 1849-50 г.р., обучался в Санкт-Петербургской духовной академии на казенном содержании (на 1872 год), кандидат Духовной академии, наставник Санкт-Петербургской духовной семинарии (на 1877 год), на 1884 год – профессор Санкт-Петербургской духовной семинарии, на 1885 год – магистр богословия; в 1895 году рукоположен в священники и возглавил церковь Святого Георгия Победоносца при Технологическом институте, где в 1904 году возведен в сан протоиерея, а летом 1917 года назначен духовником I-го столичного округа; после победы Октябрьской революции и упразднении всех церквей при государственных и общественных учреждениях, еще некоторое время работал при канцелярии и бухгалтерии института, после чего его судьба неизвестна; единственный сын Иоанна Гаврииловича – Валерий (1895-1972) – Доктор медицинских наук, главный уролог города Ленинграда; Александра – около 1849 г.р., на 1877 год – «священническая вдова», в замужестве Михайловская; на 1893 год Татьяна и Александра жили «личным трудом» в селе Котлованово и получали от Епархиального попечительства по 10 рублей в год; Екатерина – 1853-54 г.р., жена священника Санкт-Петербургской епархии (на 1877 год); Елизавета – 1858 г.р. Сведения об одной из дочерей в документах отсутствуют. Евдокия Григорьевна Рождественская скончалась 21 августа 1858 года, видимо, не оправившись от родов последней дочери, в возрасте 44 лет.
Семья священника жила рядом с церковью в двухэтажном доме. Рано оставшись вдовцом, отец Гавриил один воспитывал детей, дал образование сыновьям, заботился о будущем дочерей.
Вместе с отцом Гавриилом в Котловановской церкви работали пономарь Тимофей Свиноредский и дьячок Павел Васильевич Добромыслов, который по ходатайству Г. И. Рождественского (перед самым уходом его на пенсию) перед Новгородской Консисторией, минуя промежуточные должности псаломщика и диакона, был назначен Настоятелем церкви Рождества Богородицы Сеглинского погоста.
Г. И. Рождественский исполнял обязанности Настоятеля до конца дней своих. Умер он 2 мая 1890 года и похоронен рядом с женой на кладбище у самых стен Котловановской церкви Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. После отца Гавриила Настоятелем Котловановской церкви стал священник Михаил Либеровский. Завершение строительства церкви и ее освещение происходило, видимо, при нем.
Для окончания строительства в 1886 году была создана строительная комиссия под председательством помещика Петра Михайловича Щербова. Подряд на отделку церкви взял крестьянин Семен Григорьев. Иконостас храма сооружен в 1890-94 гг. по проекту художника петербургской Академии художеств Федора Ивановича Братского. Федор Иванович не успел закончить заказ и роспись Иконостаса. Исполняли работу монашки-художницы из Ригодищенского женского Богородице – Рождественского монастыря. В 1897 году ими были выполнены 23 иконы для Иконостаса, а в 1911 году – росписи на стенах. Руководила работой рясоформная монахиня Евдокия Матвеева – заведующая иконописной художественной монастырской мастерской. Контроль вела сама начальница женской общины Анастасия Александровна Рябцова. Столярные работы по иконостасу выполнил крестьянин Василий Степанов, резные и позолотные работы – мещанин Опеченского Посада Михаил Козьмич Булин. Работы были завершены в августе 1897 года и главный престол освятили 28 сентября того же года.
В настоящее время в городе Санкт-Петербурге проживают наследники Гавриила Иоанновича Рождественского: правнучка – Наталья Валерьевна Рождественская (внучка сына Иоанна) и ее сын – Михаил Лиходедов, 1952 г.р. (праправнук отца Гавриила). Они собирают сведения об истории своей семьи.
Котловановская церковь в честь Великомученицы Параскевы Пятницы действовала до 1941 года – дольше всех в Бологовском районе. И открылась вновь она раньше всех в районе – в 1944 году, ввиду многочисленных просьб жителей. На клиросе с 1944 по 1957 год читала монахиня Параскева Федоровна Добродумова, одна из последних монахинь Ригодищенского монастыря, которая поступила в обитель еще в 1900 году пятнадцатилетней девочкой. После разгона обители в 1928 году она жила у родственников в Валдае, но при первой возможности уехала на родину. Она была в Котлованове и старостой, и чтецом, и просвирницей. Священников сменилось в Котлованове, как и в большинстве приходов в послевоенную пору, немало. Но, так или иначе, храм дожил до декабря 1957 года. Последним священником здесь совсем недолго служил Зинченко, который через две недели после назначения избавился от монахини Параскевы, которая куда-то уехала, а затем, спустя три месяца, объявив о своем недовольстве низкими доходами, уехал и сам Зинченко. В середине 1960-х годов в здании церкви разместился магазин. Затем, спустя лет двадцать, летняя часть храма сгорела. Склад пробыл в уцелевшей половине, в трапезной, еще несколько лет, а в 1990-х годах началось возрождение храма. Благодаря стараниям Сергея Ивановича Ступицкого, художника-иконописца из Санкт-Петербурга, молодого человека (ему сейчас немного за тридцать), председателя СПК «Воля» Капралова А. Е., Главы администрации Тимковского сельского округа Ричик В. Н., предпринимателей Зориных и жительницы деревни Котлованово Павловой Н. И. восстановлен один из пределов – во имя пророка Илии, подключено электричество, сооружена лестница в колокольне, отремонтировано перекрытие, перегородка между престолом и летней подкупольной частью храма. Сергей Иванович Ступицкий собирал в городе Великом Новгороде исторические материалы, сам занимался строительными работами и проделал значительную их часть. Покрыта крыша, застеклены окна. В храме уцелели полы, сохранились своды с остатками росписей. Совершенно уникальны две старинные печи, обогревавшие теплую часть храма, они и поныне служат. В храм собраны сохранившиеся иконы. В конце 90-х годов работы по восстановлению храма прекратились из-за нехватки средств, но денежные пожертвования собираются, так как до конца всех восстановительных работ еще очень далеко. Однако служба уже идет. Примерно раз в месяц в церковь приезжает отец Сергий (Рачев), настоятель Мшенской Пятницкой церкви Бологовского района.
Любовь Сорока
По материалам Краеведческого форума сайта Putnik.ru
Фото. № 1 Михаила и Галины с сайта sobory.ru
Фото. № 2 Жуковой Елены с сайта Храмы России
Православные храмы Тверской земли