Церковь расположена на северо-восточном краю села, на берегу речки Роська. Сооружена на средства майора И.П. Рожнова в 1780-87 гг. вместо одноименной деревянной церкви 1652 г. В 1787 г. при сыне храмоздателя капитане Н.И. Рожнове был освящен придел Дмитрия Солунского В трапезной, а в 1794 г. – главный престол. В 1805 г. по прошению вдовы надворной советницы Н.Е. Игнатьевой в трапезной был устроен второй придел во имя Николая Чудотворца. Верхний ярус колокольни, очевидно, надстроен в сер. 19 в. Во 2-й пол. 20 в. трапезная лишилась перекрытия и значительной части стен. Не сохранилась также глава колокольни, утрачено внутреннее убранство. Кирпичное оштукатуренное здание – яркий пример сельской приходской церкви в стиле барокко, отличающейся выразительным силуэтом и развитым декором.
Трехчастную продольно-осевую композицию составляют храм типа восьмерик на четверике, более узкая пятигранная апсида, равная четверику по ширине прямоугольная трапезная (ныне в руинированном состоянии) и стройная трехъярусная колокольня с двумя высокими четвериками и верхней ротондой с купольной кровлей. Фасады двусветного четверика храма имеют симметричную композицию в три оси с входом по центру. Проемы первого света с лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с ушами, вверху переходящие в щипцовые сандрики с заплечиками. Круглые окна второго света, также обрамленные наличниками, завершены дуговыми сандриками-бровками. Уши наличников круглых окон украшены сережками, а нижняя часть этих проемов обведена дополнительной рамкой меньшего выноса со свисающей серьгой посередине. Восьмерик прорезан высокими окнами с лучковыми перемычками. Рамочные наличники с ушами и фигурными фартуками завершаются щипцовыми разорванными в вершине сандриками. Последний мотив является запоздалой реминисценцией нарышкинского стиля. Углы четверика оформлены узкими парными пилястрами, а восьмерика – одиночными. Стены обоих ярусов венчает первоначальный профилированный кирпичный карниз с сухариками, поверх которого в 19 в. были наложены штукатурные тяги, Необычный по форме крещатый глухой барабан завершен луковичной главкой с ажурным кованым крестом. Стены апсиды обработаны ленточным рустом и прорезаны окнами с лучковыми перемычками. Рамочные наличники с ушами соединяются с венчающими полукруглыми сандриками. Стены трапезной сохранились частично на высоту окон, имеющих лучковые перемычки и рамочные наличники с ушами. Фасады высокого нижнего яруса колокольни необычны двусветным расположением проемов, что перекликается с композицией фасадов четверика. Стены обработаны ленточным рустом и парами пилястр на углах. Нижние входные проемы арочные, верхние круглые окна оформлены аналогично соответствующим окнам храма. Во втором ярусе колокольни по сторонам высоких арочных проемов звона помещены пары пилястр. Гладкие стены яруса-резонатора по сторонам света прорезаны прямоугольными окнами, которые фланкированы более узкими вертикальными нишами.
Внутри высокое и светлое пространство бесстолпного храма перекрыто сомкнутым восьмилотковым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов. В апсиду ведут три узких арочных проема, в трапезную – один широкий. В северной стене нижнего яруса колокольни, перекрытого сомкнутым четырехлотковым сводом, устроена кирпичная лестница на второй ярус. На стенах и своде храма уцелели фрагменты клеевой (?) росписи 2-й пол. 19 в., выполненной в духе академизма. На своде изображены Новозаветная Троица и архангелы, а на стенах восьмерика – композиции Христологического цикла с рамами сочного растительного орнамента. Оконные проемы восьмерика фланкируются вертикальными гризайльными композициями с атрибутами и символами церкви. Выразителен гризайльный антаблемент на границе стен восьмерика и свода, украшенный тонким растительным орнаментом, листьями аканта и модульонами. От росписи четверика сохранились только еле заметные фигуры святых между проемами первого света и фрагменты растительного фриза под окнами второго света. На северной стене первого яруса колокольни расположена композиция “Добрый самарянин”, выполненная маслом (кон. 19 – нач. 20 в.).
Добровольский, с. 575; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16022. Л. 51 об., Д. 16100. Л. 243; Оп. 11. Д. 1883, 1893, 1894, 1902; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-Ш. N” 6588.
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 – . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.
Фото. Анатолия Максимова. Май 2012 г.
Православные храмы Тверской земли