Церковь расположена на южной окраине села, на погосте. Сооружена по заказу помещицы А.С. Мясновой в 1777-83 гг.; в 1823-49 гг. на средства Т.Ф. Мясновой трапезную с юга и севера расширили двумя приделами (Вознесения и Богоявления). Кирпичные стены первоначально были покрыты обмазкой, позднее оштукатурены; цоколь и целый ряд деталей выполнены из белого камня. Хороший пример приходской сельской церкви с характерными для тверского региона формами позднего барокко, при этом необычны реминисценции допетровского зодчества в декоре; приделы трапезной выстроены в стиле ампир.
Продольно-осевая симметричная композиция церкви традиционна. Храм типа восьмерик на четверике завершается восьмигранным барабаном (главка утрачена). С востока к четверику примыкает более узкая и низкая пятигранная апсида, с запада – прямоугольная сильно вытянутая в поперечном направлении трапезная под вальмовой кровлей и квадратная в плане столпообразная двухъярусная колокольня. Восточная стена ее второго яруса опирается на западную стену трапезной, а завершает колокольню невысокий ярус-резонатор, над которым возвышается восьмигранный барабан со шпилем на фигурном основании. Декор фасадов храма и апсиды имеет плоскостной характер и отличается тонкой проработкой профилированных элементов. Углы объемов закреплены огибающими или раскрепованными пилястрами, стены завершены антаблементами с многообломными карнизами. В карниз четверика включен пояс поребрика, а во фризе выложены упрощенные триглифы. Прямоугольные окна по сторонам входного проема на фасадах четверика и на трех гранях апсиды оформлены рамочными наличниками с ушами, с замками в форме упрощенного трилистника и с профилированными подоконниками на каннелированных кронштейнах. Над входными проемами расположены квадратные нишки для киотов, причем на северном фасаде они сдвоены, что является исключительно редким приемом. Такой же двойной киот помещен над западным входом в трапезную (со стороны паперти в нижнем ярусе колокольни). Арочные окна восьмерика заключены в рамочные наличники с ушами и замками. Фасады приделов трапезной лаконичны и монументальны. Их стены от цоколя до уровня оконных перемычек покрыты ленточным рустом. Южный и северный фасады имеют симметричную композицию с тремя прямоугольными окнами. Средний проем (на южном фасаде растесан) заглублен в нишу, завершенную рустованным архивольтом. Боковые окна акцентированы профилированными подоконниками и массивными клинчатыми замками. Оба основных яруса колокольни прорезаны арочными проемами и обработаны на углах пилястрами, парными в нижнем объеме и одиночными в верхнем. В резонаторе с каждой стороны помещено по круглому окну.
Невысокое помещение храма со ступенчатыми тромпами при переходе от четверика к восьмерику завершено сомкнутым сводом. Алтарь, соединенный с храмом тремя узкими проемами, перекрыт коробовым сводом с тремя лотками и распалубками над окнами. Широкий проем связывает храм с центральной частью трапезной, над которой выложен крестовый свод. Приделы перекрыты коробовыми сводами с распалубками над окнами. В первом ярусе колокольни – крестовый свод. Кирпичная лестница к звону устроена в северной части западной стены трапезной со входом снаружи. В окнах храма и приделов сохранились кованые решетки, украшенные звездчатыми репьями при соединении взаимно перпендикулярных прутьев.
Интерьер храма был расписан в 1836 г. местным крестьянином Семеном Тихоновым. От этого времени сохранились фрагменты гризайльной живописи на своде: ромбические кессоны с розетками. Остальная живопись, выполненная в духе академизма, поновлялась маслом в 1870-80-е гг. На гранях восьмерика изображены фигуры апостолов и Новозаветная Троица (с запада). На стенах четверика над входными проемами расположены две большие композиции (на севере “Благовещение”, другая из-за плохой сохранности не определена). Над окнами четверика помещены поясные изображения четырех митрополитов. Фрагменты масляной живописи в трапезной относятся, очевидно, к кон. 19 в. Западную стену занимает большая композиция “Нагорная проповедь”. В южном приделе на восточной стене изображено “Сошествие Святого Духа”. В северном приделе сохранились орнаментальные росписи в виде аркатуры над окнами, а также зубчатый и растительный фризы.
К западному углу трапезной с юга примыкает кирпичный пилон ворот или калитки. С северной стороны также видны следы примыкания ограды или ворот.
Добровольский, с. 46; ГАТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 2577, 2581, 2588, 2603.
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 – . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.
Фото. № 1 Анатолия Максимова. Май 2011 г.
Фото. № 2 hram-tver. 2009 г.
Православные храмы Тверской земли