Спаса Преображения (каменная) церковь в Спасе на Сози, Калининский район

0 0
Read Time:2 Minute, 55 Second

Церковь стоит на южной окраине села, на кладбище. В 14-15 вв. здесь находился монастырь Спасский на Сози (или на Зьзях), приписанный к тверскому Отрочу монастырю. К началу 19 в. на погосте Спасском, что на Сози, существовало две деревянные церкви – Преображения (позднее Вознесения) 1728-32 гг. (перевезена в 1975 г. в Музей деревянного зодчества в Василеве под Торжком) и Николая Чудотворца 1796 г. (разобрана в 1865 г.). Сохранившаяся церковь сооружена на средства помещика коллежского советника П.М. Азанчевского в 1832-1833 гг. по проекту губернского архит. И.Ф. Львова. Строительство вел местный крестьянин подрядчик Сила Васильев. Главный престол и южный придел апостола Матфея освятили в 1835 г., северный Казанский придел – в 1838 г. В 1843 г. возведена двухъярусная колокольня (очевидно, в соответствии с первоначальным проектом) также на средства П.М. Азанчевского. В 1866-68 гг. тем же подрядчиком вместо прежней трапезной выстроена новая, более обширная, с двумя приделами того же наименования, а колокольня надстроена третьим ярусом. Под зданием был устроен сводчатый подвал: усыпальница под храмом служила для погребения представителей рода Азанчевских, а под трапезной – для других помещиков этого прихода. В 1950-е гг. собственно храм, венчавшийся одной главой, был полностью разрушен. Здание кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными цоколем и деталями. Характерный для тверского региона пример сельской культовой архитектуры в стиле позднего классицизма.

В настоящее время от церкви сохранились трапезная с двумя крупными приделами, имеющими полукруглые апсиды, и стройная столпообразная колокольня, состоящая из трех ярусов-четвериков. Приделы закрывают часть южного и северного фасадов первого яруса колокольни, а их апсиды примыкают к сохранившимся фрагментам стен храмового четверика. Колокольню венчает купольная кровля с луковичной главкой. Фасады приделов следуют традициям позднего классицизма, хотя в их декоре заметны и мотивы эклектики. Стены расчленены филенчатыми пилястрами и прямоугольными окнами с профилированными наличниками. Последние дополнены широкими обрамлениями, превосходящими по высоте сами проемы. Стену завершает профилированный карниз с мутулами. Лаконичный наружный облик колокольни характерен для ампирной архитектуры. Гладкие стены прорезаны проемами без наличников. Над западным входом с металлической одностворчатой дверью расположено полукруглое окно с кованой решеткой веерного рисунка. Арочные окна второго и третьего ярусов акцентированы архивольтами.

Бесстолпные помещения трапезной и приделов, разделенные подпружными арками, перекрыты крестовыми сводами. Западные компартименты приделов, а также нижний ярус колокольни и два помещения по сторонам завершены коробовыми сводами. Южное помещение имеет вход с улицы и в нем расположена деревянная лестница на ярус звона. До кон. 20 в. В интерьере сохранялась масляная живопись 2-й пол. 19 – нач. 20 в., выполненная в упрощенной академической манере. Расположение росписей соответствует формам трех крестовых сводов: их ребра отмечены широкими полосами песочного цвета, образующими рамы, где располагаются надписи, а композиции занимают поверхность распалубок. Состав росписей следует посвящению престолов храма: на центральном своде располагались сюжеты христологического цикла (“Воскресение Христово”, “Нагорная проповедь” и сцены исцелений), южный свод занимали композиции из жития Божьей Матери (“Введение во храм”, “Благовестие праведной Анне”, “Рождество Богородицы”, “Благовещение”), северный – из жития святителя Николая (“Крещение святителя Николая”, “Приведение святителя Николая к научению грамоте”, “Спасение утопающих”). В простенках между окон на голубом фоне помещались фигуры святых, цокольная часть стен выделена оливковым тоном, стены алтарей – розовым, в центре арок помещены медальоны с херувимами.

Материалы по истории.., с. 95; Добровольский, с. 420; Нарский, 2003; ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3295, 3310, 3311; Ф. 466. Оп. 1. Д. 76065.

По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 –    . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.

Фото. Анатолия Максимова. Август 2012 г.

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Тверской митрополит Амвросий: чем молитва отличается от обращения в МФЦ
Next post Святитель Герман, архиепископ Казанский и Свияжский

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы