Спас-Реня — д. Ёгонского с.п., 8 км к В. от д. Ёгна.
Расположена на стрелке, образуемой рр. Звана и Реня, при ручье Кривуль, в 1 км от дороги Весьегонск — Устюжна. Окружена сосновыми борами.
Возникла как Спасо-Ренская слобода при одноимённом монастыре-пустыни около середины XVIII в. Монастырская изначально, изменила статус на экономическую в 1764 г., государственную — в 1841 г.
До 1918 г. церковно-административный центр Спасо-Ренского прихода.
К нач. XX в. две деревянные церкви: Преображения Господня с одним престолом (1839), Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с одним престолом (1872)*. Обе были построены на месте более древних монастырских храмов. Разрушены к 1940-м гг.
___________________________________________
*) Деревянная церковь, вероятно Смоленской иконы Божией Матери, перевезена помещицей О.К. Веселаго в 1872 году в Спасо-Ренскую слободу из с. Старый Остров и освящена там как церковь преподобных Зосимы и Савватия.
По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. – Москва: Ключ-С, 2010.
Спасоренская пустынь, от Твери 230 верст, от Весьегонска 15 верст.
Две церкви, обе деревянные: 1) холодная с одним престолом Преображения Господня, 2) теплая с одним престолом Преподобных Зосима и Савватия Соловецких, построены первая в 1859 году, вторая 1872 году.
Церковные документы: метрики с 1780 года.
В 1901 году служили: Священник Александр Иоаннович Талызин 30-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1893 года, священником с 1896 года, состоял законоучителем в народной школе
Псаломщик Гавриил Димитриевич Рождественский 60-ти лет, в должности с 1861 года.
Прихожан в Спасской слободе, в деревнях: Леберях, Тимонском, Негонове, Большом Овсяникове – 649 мужчин, 565 женщин).
В 1915 году служили: Священник Алексий Рождественский 56-ти лет, окончил семинарию, на службе 32 года, в Преображенском храме 3 года.
Псаломщик Николай Рождественский 37-ми лет, на службе 10 лет, в Преображенском храме 8 лет.
Прихожан в деревнях: Леберя, Тимонское, Негоново, Большое Овсяниково – 164 двора (537 мужчин, 678 женщин.
В приходе сей церкви находилось две часовни: 1) в деревне Негонове, деревянная, Тихвинской Божией Матери, постройки 1845 года, 2) в деревне Овсяникове, деревянная, Святого Пророка Илии, постройки 1845 года.
По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь. 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. – Тверь, 1914.
Спас на р. Рене — погост на месте бывшего монастыря, тоже разоренного, как и Ламская пустынь — в смутное время. *) Древнейший деревянный храм хотя и сгорел от молнии, но на уцелевшем холстинном антиминсе, вынесенном своевременно с другими предметами во время пожара, читаем следующего рода надпись: «освятися алтарь Господа и Бога и Спаса пашего Іса Хрта; священа бысть церковь сія въ лѣто 1648, мѣс. Августа въ 6-й день, на праздникъ боголѣпнаго Преображенія Господа Бога и Спаса нашего Іса Хрта, при благовѣрномъ Царѣ и Великомъ Князѣ Михаилѣ Ѳеодоровичъ всея Русіи, и при Митрополитѣ Афоніи Великаго Новаграда и Великолуцькаго, при настоятелѣ великаго чюдотворца Святителя Христова Николы, при келарѣ старцѣ инокѣ Ѳедоритѣ, Онтонова Монастыря»**).
_________________________________________
*) По преданию, здесь останавливался на некоторое время Преп. Зосима Соловецкий, оставивший будто деревянный посох игумену. Посох доселе хранится и его грызут богомольцы для исцеления от болезней. Насколько достоверно предание — решить трудно.
**) Монастырь до ныне существующий подле г. Красного Холма, в Тверской губернии.
По материалам издания Виноградов А.Н. Краткие сведения о деревянных старинных храмах и некоторых при них достопримечательностях, также – курганах и насыпях, по Весьегонскому уезду Тверской губернии. СПб., 1877.
Фото. из издания Грабарь И. История русского искусства. Том 1. Архитектура. До-Петровская эпоха. – М., 1910. предоставлено Андреем Агафоновым
Православные храмы Тверской земли