Суково — д. (присёлок) Чамеровского с.п., 9 км к С.-З. от с. Чамерово.
Расположена на дороге Иваново — Дюдиково (Брейтово).
Первое упоминание сельца Суково относится к 1562/63 г., когда оно вместе с сельцом Фоминским было заложено Андреем и Иваном Васильевичами Рыкуновыми московскому Симонову монастырю за 20 руб., причём кредит этот был не первым. «И то им сельцо… за рост пахать, и сено косить, и лес сечь, и всякими угодьи кладёт… по старым кабалам по хлебным и по денежным». Через некоторое время, в 1564 г., владельцы вновь взяли 50 руб. у монастыря на очень короткий срок — «от Благовещеньева дни да до Петрова дни». Когда наступил срок возвращения долга, денег, видимо, не оказалось, и была оформлена новая закладная на срок «от Петрова дни… да до Покрова святей Богородицы». В случае невозвращения долга в указанный срок права на сельцо Суково и сельцо Фоминское переходили к монастырю.
Так и произошло. По истечении указанного срока между монастырём и Иваном Васильевичем Рыкуновым была заключена «данная с отводом», т.е. дарственная с указанием границ дарения. По ней бывший владелец от своего имени и имени своего племянника Андрея Андреевича (Андрей Васильевич к тому времени умер) передаёт монастырю «отца своего и свою старинную вотчину селцо Суково да селцо Фоминское, а меж тех селец церковь Введеньё пречистые Богородицы на погосте… со всякими угодьи… по своём отце Василье, да по своей матери Ирине, да по своей братье по Ондрее, да по Игнатье, да по Иване, и по себе душам их и своим душам на поминок в наследье вечных благ, впрок без выкупа, да и за свой и за братен долг за хлебной и за денежной по кабалам…».
Монастырской деревня оставалась до секуляризационной реформы Екатерины II в 1764 г. После этого перешла в ведение коллегии экономии (экономическая), а в 1841 г. под управление министерства государственных имуществ (государственная).
До 1918 г. являлось церковно-административным центром Суковского прихода (в некоторых документах приход назван Мало-Фоминским, так как приходские церкви стояли между этими селениями).
Рядом с селением располагаются два памятника историко-культурного наследия — Тихвинская и Введенская церкви. С названиями этих двух храмов при их паспортизации в 1970-е гг. произошла путаница. Кладбищенская церковь, освящённая после завершения строительства в 1856 г. во имя Тихвинской иконы Божией Матери, названа в охранных документах церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, а расположенная в 100 м. от кладбища и освящённая в 1705 г. как Введенская теперь именуется Тихвинской.
Тихвинская церковь (прежде Введенская) на рубеже ХХ-ХХІ вв. усилиями уроженца этих мест, петербургского предпринимателя Л.А. Антонова была хоть и грубо, но отреставрирована.
С архитектурной точки зрения наибольший интерес представляет самое древнее культовое соружение современного Весьегонского р-на — церковь Тихвинской иконы Божией Матери (изначально — Введения во храм Пресвятой Богородицы).
По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. – Москва: Ключ-С, 2010.
Церковь Тихвинская. Расположена на восточном краю села, в нескольких десятках метров к северо-востоку от деревянной Введенской церкви 1705 г. (по другому источнику — около 1757 г.), разобранной в 1999 г. (на ее месте в настоящее время построен новый храм). Тихвинская церковь возведена на средства прихожан в 1856 г. с некоторыми отклонениями от утвержденного проекта. Следует отметить, что в статистическом сборнике И. Добровольского, судя по архивным источникам, названия церквей перепутаны. В нач. 21 в. разобрали верхние объемы храма и колокольни, грубо воссозданные из нового материала в 2004-05 гг.; при этом килевидные кокошники в завершении восьмерика были заменены щипцами, некоторые окна из арочных сделаны прямоугольными, заменена большая часть обшивки, уничтожены тосканские пилястры на фасадах. Первоначальные стены, рубленные с остатком, поставлены на кирпичный цоколь с использованием гранитных блоков и обшиты калеванным тесом на кованых гвоздях.
Ранний для провинции пример деревянной приходской церкви в русском стиле, сохраняющей отдельные черты позднего классицизма.
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М.: “Индрик”, 2013.
Церковь, в которой прежние власти размещали клуб, была отреставрирована меценатом Леонидом Владимировичем Антоновым в 2005 году. Построена в русском стиле с элементами позднего классицизма. Расположена на восточной окраине села в 100 метрах к востоку от кладбища и находившейся на нем деревянной кладбищенской церкви Введения (1705г.), в 1999 г. разобрана, на ее месте строится новый храм). Церковь рублена в обло, обшита профилированными досками на кованых гвоздях, имитирующими ленточный руст. Обшивка первоначально была побелена известью. Цоколь гранитный. Композиция состоит из храма типа “восьмерик на четверике”, трапезной и притвора, равных по ширине, и прямоугольной апсиды. Церковь имеет три входа с гранитными крыльцами (южное утрачено). 3авершение храма состоит из приземистого восьмигранного шатра, увенчанного луковичной главкой на высокой уширенной кверху шейке. Шатер в основании украшен трехчастными килевидными кокошниками. Каждая грань восьмерика оформлена прямоугольным ложным окном с рамочным наличником. Декоративное убранство фасадов представлено также архивольтами полуциркульных окон, треугольными полуфронтонами (с севера и юга) с круглыми окнами, профилированным венчающим карнизом и угловыми лопатками с упрощенными базами и капителями. От колокольни, расположенной над притвором, сохранился лишь четверик первого яруса, подкарнизная доска-фриз которого украшена прямоугольными выступами, имитирующими мутулы.
Перекрытие храмовой части плоское, современное, выполнено при приспособлении здания под клуб. В трапезной и апсиде потолки оформлены тянутыми штукатурными карнизами. Оконные проемы и широкий проем, соединяющий трапезную с храмом, обработаны профилированными штукатурными наличниками. В интерьере сохранились также печь, облицованная белым кафелем, и несколько двустворчатых филенчатых дверей со стрельчатой расстекловкой в верхней части.
Церковь отреставрирована в 2005 году. В результате реставрации были заменены килевидные кокошники в основании шатра на двускатные.
ГАТО. Ф.97. Оп. 1. Д. 2948; Архив ТМА Кустова А.И. Отчет по гранту президента РФ 1998 г. по проекту: “Выявление и обследование памятников деревянного культового зодчества Тверской области” Тверь, 1999 г.; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 150.
Вао. К.
По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. – Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО “Тверское княжество”, 2002.
Село Суково, от Твери 210 верст, от Весьегонска 21 верста.
Две церкви: 1) Введенская, деревянная, постройки 1856 года, престол один Введения во Храм Пресвятой Богородицы; 2) Тихвинской Божией Матери, деревянная, постройки 1705 года, с одним престолом Тихвинской Божией Матери.
Церковные документы: опись 1849 года, метрические книги с 1780 года.
В 1901 году служили: Священник Александр Евлогиевич Тугаринов 42-х лет, окончил духовную семинарию студентом, священником с 1880 года, состоял учителем и законоучителем народного училища, награжден в 1896 году скуфьей.
Псаломщик Александр Михайлович Рождественский 25-ти лет, из 2-го класса духовной семинарии, в должности с 1897 года.
Церковный староста крестьянин Андрей Иванович Евлахин, в должности с 1890 года.
Прихожан в селе Сукове, в деревне Малом Фоминском – 157 дворов (378 мужчин, 441 женщина).
В 1914 году служили: Священник Александр Тугаринов 56-ти лет, окончил семинарию, на службе 34 года, в Введенском храме 30 лет.
Исполняющий должность псаломщика Нил Копецкий 43-х лет, на службе 12 лет, в Введенском храме 1 год.
Прихожан в деревнях: Приселок Суково, Малое Фоминское – 441 мужчина, 458 женщин.
По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1914.
Фото. № Андрея Агафонова
Православные храмы Тверской земли