Рождества Пресвятой Богородицы церковь в Будине, Бельский район

0 0
Read Time:8 Minute, 58 Second

Церковь разрушена в советское время. Сохранилось описание прихода:

С. Будино, Попово, Рождественское. Первоначально село называлось Будиным (будовать – строить, откуда Будино — строение, постройка); Попово же была местность, где жили члены причта. Но уже вследствие близости расстояния от одной местности до другой (одна верста) Будино называлось иногда Поповым. Когда же церковь перенесена была туда, где жил причт, а последний, наоборот, переселился в ту местность, где была ранее церковь, — названия Будино и Попово смешались.

В настоящее время как все село, состоящее из двух селений, называется Будиным или Поповым, так и каждое из отдельных селений, его составляющих, одними называется Будиным, другими Поповым.

Однако, если село правильно называется Будиным или Поповым (Будиным потому, что оно прежде так называлось, и потому, что приходская церковь его перенесена не столь далеко; Поповым — потому, что приходская церковь перенесена в местность, которая прежде именовалась Поповым), — то, с другой стороны, село состоит из двух селений, из которых одно есть Будино, другое Попово. Будино есть то селение, где прежде находилась приходская церковь, и где теперь находится малая, деревянная, кладбищенская Казанская церковь, 4 дома священно-церковно-служителей и церковная земля; селение это лежит между рч. Вейной и Вишенкой, и между большой Смоленской и проселочной Духовщинской дорогами, в 6 в. от г. Белого. Попово же есть то селение, где находится большая, каменная, приходская Богородице-Рождественская церковь и помещичья усадьба; селение это лежит на низком месте, близ рч. Вейны, образующей здесь пруд, при большой почтовой дороге от Смоленска в Белый, в 5 ½ в. от последнего города.

Ближайшие к Будину села: Головенька в 6, Спасское в 7, Ляпкино в 10, Красногородищенская пустынь в 12, Понизовье в 25 в.

Относительно сравнительной древности села должно сказать следующее: если выданный Иовом Борецким антиминс, находившийся в Казанской церкви, перенесен был сюда из боле древнего Будинского храма, — то вероятно, что село существовало уже во времена Польского владычества. Во всяком же случае после освобождения от поляков храм здесь был устроен, так как в окладной книге м. Симеона 1698 г. указывается здесь храм во имя Благовещения Пр. Богородицы (сбора с него положено 3 р., и при нем был поп Петр), а около 1702 г. на его месте устроен уже был новый.

Этот второй из упоминаемых храмов, как видно из грамоты м. Сильвестра, от 1702 г., (утраченной в 1859 г.), построен был царским стольником Стефаном Борисовичем Лыкошиным во имя Рождества Пр. Богородицы. Он был деревянный и, как видно из грамоты еп. Парфения, от 1763 г., сгорел в 1761 г.

На его месте (в Будине) устроена была церковь в деревянной часовне, которая существовала до освящения теперешней Богородице-Рождественской церкви в Попове в 1768 г., когда вновь обращена в часовню, развалины коей существовали еще до 1840 г.

Упомянутый третий по счету храм во имя Рождества Пр. Богородицы, каменный, с такой же колокольней, существует в Попове доселе. Построен он генерал-поручиком Яковом Степановичем Аршаневским, близ дому его (т.е. близ усадьбы, называемой Поповым, так как до того времени здесь жил причт). Он начат строением 22 августа 1761 г., а освящен в 1768 г.

В 1788 г. сын ктитора этой церкви, тайный советник Петр Яковлевич Аршаневский, желая иметь теплую церковь, пристроил к северной стороне трапезы придельный, каменный же, теплый храм во имя Сретения Господня. По причине тесноты, придел этот много раз расширялся, пока в 1843 г. тщанием помещика, колл. ассесора Николая Матвеевича Ельчанинова, не был устроен и с южной стороны трапезы каменный храм во имя Св. Митрофана Воронежского. В бывшей трапезе с обеих сторон, к Сретенскому и Митрофаниевскому приделам, пробиты стены, сделано по два пролета, и таким образом из Сретенской церкви, трапезы и нового придела образовалась одна очень обширная, двухпрестольная теплая церковь. 3 октября 1843 г. храм был освящен.

Меж тем в 1753 — 1761 г.г. причт из Попова (где теперь описанный приходской храм) переселился в Будино. Отдаленность храма, затруднительность сообщения с ним, особенно зимой, неимение места, где совершать отпевание умерших, крещение и пр. — побудили священника Павла Петровича Лосевского устроить здесь, — на месте бывшей часовни, в которой была церковь до освящения Богородице-Рождественского храма, — часовню в 1857 г., которая в 1858 г. обращена в Церковь во имя Казанской Божией Матери и освящена 19 октября 1859 г. В 1875 г. прот. Павлом Лосевским она перестроена вновь. В настоящее время она служит приписной, кладбищенской церковью. Она — деревянная, с такой же колокольней, на каменном фундаменте, обшита тесом, покрыта белым железом, а часть гонтом.

В Богородице-Рождественском храме (в Попове) замечательны иконы: 1) Образ св. Матрофана Воронежского, с частицей одежды, в коей обретены нетленные мощи его, писанный в Воронеже и освященный при мощах угодника Антонием, епископом Воронежским. Образ этот привезен с письмом еп. Антония в 1843 г. и встречен с подобающей честью. Вскоре после того он украшен был серебряной ризой. 2) Древний образ Божией Матери Одигитрии, доставшийся ктитору Н.М. Ельчанинову по наследству; в 1848 г. сделана на него вызолоченная риза, с серебряным венцом икона эта весьма почитается в приходе и часто берется в дома для совершения молитвословий. 3) Образ св. великом. Пантелеймона, написанный на пожертвования прихожан в 1868 г., во время свирепствовавшей гнилой горячки и падежа скота. Когда икону эту стали брать в дома и обносить вокруг селений, — болезнь стала ослабевать и вскоре прекратилась. 4) Большой крест соснового дерева с резным распятием Спасителя, стоявший на верху иконостаса в прежнем Богородице-Рождественском храме.

Замечательные предметы церковной утвари: 1) Серебряный, вызолоченный потир с дискосом, звездицей и лжицей, весом 2 ф.; на них выбиты клейма и год (1762). 2) Другой такой же потир с прочими предметами, купленный Петром Як. Аршаневским; на них выбит год (1789). 3) Евангелие в лист, печ. 1753 г.; на серебряных клеймах, выбито: “1757 год”. 4) Евангелие в лист, печ. 1805 г., обложенное серебром с позолотой и финифтяными изображениями; пожертвовано в 1813 г. надворным советн. Петром Алексеев. Ловейко, за избавление от нашествия французов. 5) Ковчег серебряный, вызолоченный, вес. 3 ф,. пожертвованный Петром и Анной Стунеевыми.

Из богослужебных книг Замечательны: 1) Общая и праздничная Минея, напеч. при патриархах и царях (без первых листов). По листам две надписи. Первая: “Минея общая дана по обещанию в церковь Благовещения Пр. Богородицы Бельския шляхты ротмистра Степана Борисовича Лыкошина, в с. Будино”. Другая надпись: “Села Будина церкви Рождества Богородицы Минея общая, печатана в,.. дести, ново исправная; зачала не имеется. Строитель иеромонах Савва Хоицкий”. 2) Двенадцать книг месячной минеи, октоих, апостол, требник, триодь цветная и служебник. В них собственноручная подпись Аршаневского: “Генерал-поручик Яков Аршаневский”, и все эти книги скреплены подписью: “Г. Смоленска Свято-Ильинской церкви староста поповский, священник Иаков Ершов 1764 года октября 16 дня свидетельствовал и подписал. Принадлежит церкви Рождество-Богородичной с. Будина”. 3) Триодь постная, имеющая, кроме вышеприведенной, еще такую подпись: “Сию триодь купил Ниловой пустыни монах Амвросий Потемкин 1754 г. декабря 26 дня. Отдать в Бельском уезде в с. Будино”.

Имеется еще колокол с надписью: “1752 г. марта 3 дня вылит колокол сей в церковь Рождества Богородицы в с. Попово, по обещанию стольницы Марии Никифоровой Бровцыной, весу 13 п. 14 ф.; цена 107 р. 50 к.”.

В причте в 1747 г. показан только священник, в 1767 священник, дьячек и пономарь; с 1797 г. было два священника, диакон и четыре причетника; по штату 1847 г. положен священник и два причетника. В 1915 г. причт состоял из священника и псаломщика.

Приход в 1747 г. состоял из 160 дворов, в 1767 — из 163 дв. В 1872 г. в приходе числилось 39 селений, в которых было 1771 м. и 1761 ж. В 1915 г. прихожан: в селах: Будине, Попове, Дубровках, в сельцах: Милееве, Дубинине, Бобновке, в деревнях: Турове, Батурине, Выползове, Карелах, Черепах, Свиркунах, Дмитровке, Симоновке, Клемятине, Емельянове, Петрушине, Косьмине, Торопине, Молотилове, Морозове, Гиболове, Носове, Хиреве, Влазневе, Дубровках, Черепах, Новой, Цицине, Подъясенье, Плоском, Пшеничене, Беляеве, Шепареве, Староселье – 587 дворов (1782 мужчины, 1808 женщин).

В приходе две земских школы: одна в ¼ в. от села, в д. Турове, за р. Вейной, открытая в 1859 г. (уч. 65 м. и 26 д.); другая — в д. Подъясенье, в 4 в., открытая в 1886 г (уч. 50 м. и 7 д.). В д. Емельянове, в 6 в., в 1892 г. открыта школа грамоты; в 1893 г. крестьяне построили для школы здание, а в 1909 г. она переименована в церк.-приходскую (учащихся 15 м.).

Кладбища в приходе: 1) При каменной Богородице-Рождественской церкви в с. Попове, существующее с незапамятных времен (при выемке земли из-под пола церкви в 1858 г., под главным алтарем найдено множество костей). Кладбище это обнесено каменной, покрытой железом, оградой. На нем погребены: строитель храма, ген.-поручик Як. Степ. Аршаневский († 1771 г.) и жена его Ек. Степ. († 1794 г.), действ. тайный сов. и сенатор Илья Як. Аршаневский († 1820), строитель Сретенского придела, тайный сов. Петр Як, Аршаневскiй († 1811 г.), сестра их Елис. Як. Аршаневская († 1816 г.), надв. сов. Петр Алексеев. Ловейко († 1833 г.), колл. асс. Илья Петр Аршаневский († 1829 г.), полковник Петр Дионисиевич Цибульский († 1828 г.), и жена его Евфр. Алексеевна († 1828 г.), дочери ктитора Ельчанинова — Елис. Николаевна Маслова († 1851 г.), и Ек. Николаевна Кусакова († 1863 г.), священники — Пантелеймон Луппин Макаревский († 1829) и Петр Иоаннов Лосевский († 13 марта 1855 г.). Над могилой дочерей Ельчанинова — каменная часовня.

2) Кладбище при церкви с. Будина, существующее также с незапамятных времен.

3) Кладбище Бушнево, при Батурине, в 2 ½ в. от церкви. Здесь погребены, по преданию, воины, убиенные при нашествии Литвы и Польши (в одном кургане найдено множество костей). Здесь же каменный памятник на могиле помещика Петра Петр. Борщевского († 1868 г.) и ген.-майора Валентия Валентиевича Славицкого († 1859 г).

4) Бутырки, при д. Карелах, в 1 в. от церкви.

5) Пшеничено, при деревне того же названия, в 6 в. (Последния два кладбища открыты после того, как сгорела церковь в Будине и новая устроена в Попове).

6 и 7) Молотилово к Клемятино, при деревнях тех же названий — первое в 9, второе в 3 ½ в.

Упразднены кладбища: при с-це Торопине, в 6 ½ в., около 1760 г., при проведении большой дороги (вм. него открыто в Молотилове), и в д. Клемятине — около 1800 г. по тому же случаю (вм. него открыто невдалеке, за деревней).

Неподалеку от с. Будина были другие церкви в следующих местах: в д. Клемятине, в 3 ½ в.; Андрюшкове, в 10; Григрове, в 20 в.; в д. Святых, в 20 в. Церкви эти разрушены Литовцами или Поляками.

Д. Клемятино — в 3 ½ в. от села — есть древнее село Клемятино. Она тянется по большаку более 1 в., и в ней находится Будинское волостное правление. Церковь была на старом кладбище. В 1770 г. найден крестьянином этой деревни при ручье писаный на холсте образ Знамения Пр. Богородицы, бывший в этой церкви. Образ хранился в доме нашедшего, а потом была для него устроена часовня. В 1848 г. крестьянами устроена часовня новая (не на месте бывшего храма), и образ поновлен. В часовне были и иконы из прежнего Будинского храма. В д. Клемятине празднуют 27 ноября (Знамения Пр. Богородицы) и приглашают в этот день причт для совершения молебствий и других служб.

По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. – Смоленск, 1915.

Фото. предоставлено Егором Орловым aka Babilon

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Казанской Божией Матери кладбищенская церковь в Будине, Бельский район
Next post Блаженны кроткие

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы