Казанской иконы Божией Матери церковь в Фешеве, Бежецкий район

0 0
Read Time:3 Minute, 7 Second

Расположена на кладбище восточнее центральной части села. Построена на средства прихожан по проекту, засвидетельствованному губернским архитектором И.Ф. Эгетмейером, в 1812-25 гг., сменив одноименную деревянную церковь 1731 г. В 1825 г. в трапезной освятили придел Рождества Христова. Главный престол был освящен, возможно, в 1833 г. В 1898 г. был утвержден проект перестройки здания, в соответствии с которым старую трапезную небольших размеров со скругленными углами и примыкавшую к ней колокольню разобрали, а вместо них в 1901-нач. 1910-х гг. под наблюдением губернского архит. В.И. Назарина возвели более обширную трапезную с трехъярусной колокольней, имевшей по сторонам две одинаковые палатки. К настоящему времени колокольня и боковые палатки почти полностью разрушены. Не сохранились также двухколонные портики на боковых фасадах храма. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями декора. Стены храма и апсиды снаружи оштукатурены и побелены; трапезная, имеющая гранитный цоколь, не оштукатурена. Храм в стиле зрелого классицизма с довольно редкой объемной композицией сочетается с эклектичной трапезной, формы которой ориентируются на барокко и классицизм.

Основной объем представляет собой двусветный четверик со скругленными между раскреповками углами, вытянутый по поперечной оси и завершенный купольной ротондой с цилиндрическим барабаном (глава утрачена). С востока к храму примыкает пониженная полукруглая в плане двусветная апсида, несколько уступающая ему по ширине, с запада – более широкая прямоугольная трапезная. От колокольни сохранились фрагменты двух восточных пилонов, от боковых палаток – не значительные остатки северной и южной стен. Особенностью трехосевой композиции боковых фасадов четверика храма является размещение фланговых оконных осей на скругленных углах.

Центральная ось отмечена широкой квадратной нишей с прямоугольным дверным проемом и большим полуциркульным окном второго света. Дверной проем фланкирован белокаменными полуколоннами тосканского ордера, несущими арочный люнет. Полуциркульное окно акцентировано клинчатым замком. На фланговых осях окна первого света прямоугольные с профилированными белокаменными подоконниками и прямоугольными фартуками. Окна второго света, забранные решетками “в расщеп”, имеют слегка овальную форму. Оформление скругленных углов четверика дополняют ромбические филенки, расположенные в простенках между окнами первого и второго света. Стены четверика завершены слабо профилированным кирпичным карнизом с крупными белокаменными дентикулами. На ротонде равномерно размещены арочные окна без наличников. По верху ее стен проходит антаблемент с несложным карнизом и невысоким аттиком. На апсиде прямоугольные окна первого света и овальные второго аналогичны проемам на скругленных углах четверика. Боковые фасады трапезной в семь окон симметричны по композиции. Средняя часть фасадов, акцентированная ризалитами небольшого выноса с пилястрами на флангах, завершена аттиковым антаблементом с филенчатым фризом, несущим треугольный фронтон. Все окна прямоугольные, три средних проема выделены наличниками с пилястрами и лучковыми сандриками. Более скромные рамочные наличники фланговых окон, вписанных в большие прямоугольные ниши, завершены простыми полочками.

В интерьере храма доминирует высокое центральное подкупольное пространство. Ротонда опирается на подпружные арки и паруса. Широкие боковые проемы открываются в узкие со срезанными углами притворы, перекрытые коробовыми сводами с распалубками. Апсида, связанная с храмом таким же широким проемом, перекрыта конхой с распалубками над окнами. В трапезной четыре крещатых столба образуют трехнефное пространство, перекрытое системой коробовых сводов с большими распалубками.

В основном объеме сохранились фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в., выполненной в академической манере. В своде храма видны следы фигур архангелов, в простенках барабана изображены апостолы. Подпружные арки украшены пышным гризайльным орнаментом с розами и виноградными гроздьями. На своде алтаря написан Святой Дух в виде голубя, окруженный херувимами. В простенках между окнами в скругленных рамах расположены фигуры святителей (с севера – Василий Великий). На северной стене размещена композиция “Моление о чаше”.

Добровольский, с. 126-127; ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Д. 3987, 3997; Ф. 466. Оп. 1. Д. 82955; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. P-III, № 6289.

По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 – . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.

Фото. Анатолия Максимова. Август 2015 г.

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Тверской митрополит Амвросий: совершить подвиг перед смертью сложно
Next post Тверской митрополит Амвросий: почему люди думают о Боге только в трудных ситуациях

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы