Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз читатели спрашивали, почему в церкви модно всё золотое: утварь, одежда, иконы, даже купола. Сегодня разберемся, можно ли спастись, раскаявшись перед самой смертью.
Читаем в Библии, что разбойник, распятый рядом с Христом, попал в рай просто за то, что пожалел Спасителя. Да к тому же этот разбойник почитается как святой. Неужели, будучи разбойником, можно перед смертью покаяться и стать святым?
Отвечает митрополит Амвросий:
Этот вопрос, вероятно, ставится все последние две тысячи лет, и будет ставиться, пока этот мир существует. И у этого вопроса есть две стороны: глубокая христианская, и поверхностная магическая. Начнем со второй.
Нам иногда кажется, что с Богом можно как будто вести бизнес, торговаться по поводу лучших условий, требовать соблюдения контракта и т.д. И рассуждая так, мы порой думаем, что можем какое-то время понаслаждаться жизнью, а потом покаяться и приобрести себе хорошее место в раю. И хотя Господь в Писании часто прибегает к метафоре торговли, когда говорит о духовной жизни, покаяние в данном случае следует считать не некоей операцией обмена товарами, а собственно самим товаром, который нужно иметь изначально, чтобы такая операция была возможной. Поэтому восприятие покаяния разбойника как некоего магического события, совершаемого посредством каких-то простых механических действий, является очень поверхностным.
И тут мы переходим к первой стороне этого вопроса, а именно к тому, что же нам необходимо сделать чтобы быть способными покаяться хотя бы и перед смертью, чтобы стать святыми, хотя бы и в последний момент. На самом деле все не так уж и сложно, достаточно не заглушать голос собственной совести, даже если жить в соответствии с его указаниями у нас не очень-то получается. Да, всякий раз совершая поступки противоречащие нашей совести мы ее разрушаем, отодвигаем все дальше и дальше от себя. Но если хотя бы время от времени мы будем ощущать и признавать неправильность своих действий, своей жизни, то мы мы можем надеяться, что в какой-то момент у нас хватит сил с Божией помощью это все отбросить и обратиться к нему всем сердцем, всей душой своей, подобно тому, как это сделал благоразумный разбойник.
Совершившееся в его душе грандиозно, это уникальное событие, подлинным свидетелем которого был только Господь. И на самом деле нам не стоит рассчитывать на то, что мы будем способны быть его подражателями. Жизнь по совести на самом деле гораздо проще, чем совершение единократного невероятного подвига, будучи при смерти. Как проще ежедневно пробегать по 2-3 км, чем практически без подготовки пробежать марафон, так и ежедневное спокойное и искренне покаяние гораздо проще внезапного озарения на краю пропасти.