Рождества Христова церковь в Теблешах, Бежецкий район

0 0
Read Time:8 Minute, 56 Second

Кирпичная оштукатуренная церковь с белокаменными деталями принадлежит к интересным памятникам культовой архитектуры позднего классицизма. Расположена на возвышенном левом берегу реки Теблешка. Северный ее фасад обращен к главной улице села. Построена в 1845 г., подрядчиком был калязинский купец Германов. В 1866 г., после пожара, заново отстроена трапезная, колокольня окончена в 1877 г. Храм центрического типа – невысокий квадратный в плане четверик, завершенный пятью мощными световыми барабанами. С востока к нему примыкает полуциркульная апсида, с запада – обширная трапезная и трехъярусная колокольня. Архитектурное убранство здания отличается строгостью форм. Центральные части боковых фасадов выделены четырехколонными портиками дорического ордера с треугольным фронтоном. Антаблемент украшен триглифо-метопным фризом. В тимпане фронтона и метопах помещены живописные композиции. Карниз фронтона усложнен мутулами. Центральные окна четверика и окна барабанов арочные с профилированными архивольтами и импостами. Боковые окна прямоугольные с рамочными наличниками, завершены сандриками на консолях. Прямоугольные окна трапезной заглублены в арочные ниши. Фасад разделен двумя тягами – на уровне подоконников и пят арок. Два нижних яруса колокольни кубические, верхний – цилиндрический, завершен шпилем. Основным элементом декора здесь являются пилястры, которые закрепляют углы и фланкируют проемы. В интерьере между четырьмя столбами сложной конфигурации перекинуты подпружные арки, на которые опираются световые барабаны. Конструктивный переход к ним осуществлен при помощи парусов. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами. Западные угловые компартименты приспособлены под алтари приделов и отделены от основного пространства кирпичными стенами. Они перекрыты коробовыми сводами, отделяющими их помещения от барабанов. Апсида перекрыта конхой, четырехстолпная трапезная – системой крестовых сводов. В интерьере фрагментарно сохранилась первоначальная клеевая живопись.

РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2060; ИИМК. P-III. Д. 628З; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 105.

А.Ф.

По материалам издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. – Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО “Тверское княжество”, 2002.
    


После смутной эпохи начала XVII столетия большинство церквей Бежецкого края находились в разрушенном и полуразрушенном состоянии, а служба в них не велась из-за отсутствия священников и прихожан. Церкви постепенно возрождаются в течение второй половины XVII- XVII веков. В 1783 году в уезде насчитывалась 71 церковь, из них лишь 5 каменных.

В конце XVII – первой половине XIX столетия в уезде наблюдается настоящий строительный церковный бум. Вместо старых, обветшавших деревянных православных храмов воздвигались новые каменные, некоторые из них сохранились до сих пор. Во многих селах выросли красавицы-церкви, ставшие великолепными памятниками архитектуры.

Абсолютное большинство населения Бежецкого уезда исповедует православную веру.

Об экономическом положении сельских церквей можно судить по обеспеченности их землей и получаемыми доходами. Причем у одних храмов благосостояние увеличивалось, у других понижалось в начале XX столетия.

Благосостояние той или иной церкви зависело от количества прихожан, их зажиточности. Обеспеченность церквей землей позволяла им получать дополнительные доходы за счет сдачи ее в аренду крестьянам.

Численный состав церковных приходов в уезде в 1914 году в среднем составлял 3211 прихожан. На первом месте по их числу, как и раньше, стоял приход Теблешской церкви. В нем состояло 9787 человек, проживающих в 33 деревнях.

В 1914 году вся территория Бежецкого уезда делилась на 7 церковных округов, в каждый их которых входили от 16 до 20 церковных приходов. Во главе округа находился благочинный, в помощь ему выделялся духовный следователь из числа священников. Благочинный 4 округа священник села Теблеши Александр Маслов, духовный следователь из села Ильгощь Алексей Соколов.

К 1915 году в городе и уезде насчитывалось 117 церковных приходов и 359 церковнослужителей, из них 8 протоиреев (старших священников), 133 священника, 73 дьякона, 145 псаломщиков.

Многие деревенские пастыри пользовались уважением у верующих. Они не только образцово содержали храмовое хозяйство, хорошо исполняли свои священнические обязанности, но проводили большую культурную, просветительную, воспитательную работу среди населения, выступали инициаторами полезных начинаний.

Огромный вклад внесло бежецкое духовенство в становление народного образования в городе и уезде. Церковнослужители, представляя наиболее образованную часть общества, на протяжении столетий постепенно приобщали население к знаниям, книге, учили его писать и читать.

Воспитательная работа проводилась священниками как заведующими церковно-приходскими школами. По замыслу организаторов этих школ, они должны открываться в каждом приходе. Согласно положению, заведующий церковно-приходской школой был обязан заботиться о благополучии школы, о ее содержании, отоплении, ремонте, обеспечивать учебниками, мебелью, сохранять в ней в должном порядке иконы с лампадами, портреты государя императора, государыни императрицы и наследника цесаревича, а также склонять состоятельных прихожан к благотворительности, пожертвованиям на нужды школы. Кроме задач административно-хозяйственных, в обязанности священника как заведующего церковно-приходской школой входили преподавание Закона Божия и наблюдение за работой учителя.

Духовенству отводилась важная роль в религиозно-нравственном воспитании населения через земские и церковно-приходские школы. Последние должны обучать детей “на началах доброй христианской нравственности, в духе Православной Веры и преданности церкви, царю и отечеству. Закон Божий должен быть священным предметом, и уроки его должны быть как бы богослужением”. Предлагалось начинать этот урок первым, перед иконой, как самый важный и жизненный предмет, питающий “ум учащихся” Урок по Закону Божию – трудный, ответственный, он пробуждает религиозное чувство у учащихся, влияет “на их сердце и волю”.

Инструкция церковного ведомства как, между прочим, и правила для учителей земских школ, возлагали на педагогов сложные и ответственные задачи по обучению и воспитанию детей. Однако на практике реально осуществить все, что требовали инструкции, было непросто, учитывая, учебную нагрузку учителей, настроения крестьян, их быт, уклад жизни, трудное экономическое положение. Дойти до каждого ученика в воспитании и обучении педагогам церковно-приходских школ, как и земским, практически не представлялось возможным в условиях, когда на каждого из них в классе приходилось до 50-60 учеников.

В связи с открытием новых школ возрастало и духовное влияние на подрастающее поколение церковью, вместе с тем увеличивалась и учебная нагрузка священников, законоучителей. Переход к всеобщему обучению осложнил труд священника как учителя. Помимо пастырских обязанностей ему одновременно приходилось вести уроки по Закону Божию часто в нескольких школах.

В начале XX века по сравнению с прошлым столетием улучшилось материальное положение духовенства, некоторые из них жили в церковных помещениях, однако абсолютное большинство имели собственные дома, постройки, владели домашним и рабочим скотом, земельным наделом, умело вели свое хозяйство. Священнослужители пополняли свои скромные доходы и за счет учительской деятельности. Хотя жалованье педагога и было невелико, тем не менее, прибавка его к основному заработку священника от полученных треб повышала его благосостояние.

В начале XX столетия обычно доходы, полученные от треб, делились среди причта таким образом: священник имел от братского дохода 75 копеек с ! рубля, а псаломщик 25 копеек. Такой способ вознаграждения духовенства порождал иногда недовольство псаломщиков и дьяконов.

Церковь Рождества Христова в селе Теблеши построена на собственные средства в 1845 году. Подрядчик – калязинский купец Германов. В 1866 г., после пожара, заново отстроена трапезная, колокольня окончена в 1877 г. Церковь кирпичная, отштукатуренная с белокаменными деталями принадлежит к интереснейшим памятникам архитектуры позднего классицизма, расположена на возвышенном левом берегу реки Теблешки. Северный фасад ее обращен к главной улице села. Храм центрического типа – невысокий квадратный в плане четверик, завершенный пятью мощными световыми барабанами. С востока к нему примыкает полуциркульная апсида, с запада – обширная трапезная и трехъярусная колокольня. Архитектурное убранство здания отличается строгостью форм. Центральные части боковых фасадов выделены четырех колонными портиками дорического ордера с треугольным фронтоном. Антаблемент украшен триглифо-метопным фризом. В тимпане фронтона и метопах помещены живописные композиции. Карниз фронтона усложнен мутулами. Центральные окна четверика и окна барабанов арочные с профилированными архивольтами и импостами. Боковые окна прямоугольные с рамочными наличниками, завершены сандриками на консолях. Прямоугольные окна трапезной заглублены в арочные ниши. Фасад разделен двумя тягами – на уровне подоконников и пят арок. Два нижних яруса колокольни кубические, верхний – цилиндрический, завершен шпилем. Основным элементом декора здесь являются пилястры, которые закрепляют углы и фланкируют проемы. В интерьере между четырьмя столбами сложной конфигурации перекинуты подпруж-ные арки, на которые опираются световые барабаны. Конструктивный переход к ним осуществлен при помощи парусов. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами. Западные угловые компартименты приспособлены под алтари приделов и отделены от основного пространства кирпичными стенами. Они перекрыты коробовыми сводами, отделяющими их помещения от барабанов. Апсида перекрыта конхой, четырехстолпная трапезная -системой крестовых сводов. Такой огромный и красивейший храм был построен в глухих лесах Бежецкого уезда. Церковь до сих пор поражает своими размерами и величием.

Она являлась одной из самых экономически крепких в уезде. Ее хозяйственная деятельность впечатляет. В 1887 году она владела 151 десятинами удобной земли, в том числе 54 – пахотной, 11 – сенокосной, 3 десятины были заняты строевым лесом, 45 – кустарниками и зарослями. Рожью засевалось 16 десятин, овсом – 15, ячменем – 6, льном – 2 десятины. Урожаи на церковных землях родились выше, чем у крестьян. Сена накашивали 1710 пудов. Сено требовалось для корма скота, ибо церкви принадлежали 4 лошади; 20 коров и быков; 22 теленка, нетели; одна свинья; одна овца. В собственности церкви находились 13 жилых и 37 нежилых построек.

В начале XX столетия экономическое положение Теблешской церкви улучшилось. Кроме земли, скота, к 1900 году она имела 24 лавки, то есть занималась еще и торговлей. К 1915 году ее доход равнялся 1908 рублям и был, по-видимому, самым большим из всех церквей уезда. Такой доход церкви Рождества Христова во многом определялся численностью ее прихожан. В 1858 году насчитывалось 5277 прихожан, в 1887 году – 7226, в 1900 – 8365, в 1915 – 9787. В 1900 году в Теблешский приход входили жители 33 деревень в радиусе 15 верст, 954 крестьянских двора. Он являлся самым крупным по числу прихожан в уезде. Такое большое их количество создавало определенные трудности для населения при исполнении ими религиозных обрядов, проживающих вдали от церкви. К тому же, столь многочисленный приход осложнял и работу священнослужителей, в задачу которых входило не только религиозно-нравственное воспитание крестьянского населения, но еще и обучение детей в школе.

В епархиальной книге за 1915 год значится, что при церковном приходе было две приходские школы и девять земских, в которых учились 676 учеников.

В 1915 году причт состоял из семи человек: трех священников, имеющих специальное образование, они закончили духовную семинарию, одного штатного дьяка, одного псаломщика-дьяка, одного псаломщика и одного, исполняющего должность псаломщика.

Священник Александр Петрович Маслов 56 лет состоял на службе 31 год, из них в селе Теблеши 20 лет, был благочинным 4 церковного округа.

Священник Сергей Матвеевич Морошкин 46 лет на службе состоял 22 года.

Священник Иоанн Степанович Новоселов 21 год.

Штатный дьяк Николай Носов 29 лет закончил одноклассную семинарию, на службе 1,5 года.

Псаломщик-дьяк Николай Волков 31 год, окончил духовное училище, на службе 10 лет.

Псаломщик Иван Сергеевич Махальников 53 года, 1 класс духовного училища, на службе 25 лет.

Исполняющий должность псаломщика Семен Новиков 36 лет, окончил музыкальные курсы, на службе 1 год.

В церковь и на молебны большинство крестьян, особенно молодых, шли не из глубокого религиозного чувства, а подчиняясь обычаю, и вместе с тем из стремления встретится с родными и знакомыми, узнать новости, показать наряды. Мужчины относились к религии более безразлично и во время отлучек и работы в городах порою совсем не соблюдали обряды и посты, но вернувшись в деревню обычно выполняли все, что требовалось.

В советское время церковь Рождества Христова использовалась под совхозный склад, где хранили зерно. В конце 1990-х годов в интерьере фрагментарно еще сохранилась первоначальная клеевая живопись, но находиться в храме опасно, он разрушается.

По материалам книги “Теблешское Царство”. Автор Путтыр В.В.

По материалам Сайта села Теблеши

Фото. МОРПЕХ879  с сайта СОБОРЫ.РУ

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Тверской митрополит Амвросий: может ли священник проповедовать о политике
Next post Тверской митрополит Амвросий: нельзя буквально понимать слова Библии о детях

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы