Село Илово, от Твери 200 верст, от Волочка 80 верст.
Иловский погост упоминается в летописях 1478 года как часть огромного древнего погоста «Егорьевского Удомельского в Илове, что на Сьеже».
В исповедных ведомостях по Иловскому приходу значится:
За 1737 год: “Роспись Новгородской епархии Бежецкой пятины Николаевского Удомельского погоста выставки Илова церкви Покрова Пресвятые Богородицы священника Михаила Романова…”
За 1740 год: “Роспись Новгородской епархии Бежецкой пятины Тверской половины Николаевского Удомельского погоста выставки Илова церкви Покрова Пресвятые Богородицы священника Михаила Романова…”
За 1741 год: “Роспись Новгородской епархии Бежецкой пятины Тверской половины Никольского Удомельского погоста выставки Илова церкви Казанской Пресвятые Богородицы попа Михаила Романова…”
Церковь Казанская, построена в 1803 году, деревянная, престола три: холодный Казанской Божией Матери, теплые: правый Святителя Николая, левый Богоявления Господня.
Храм находился с левой стороны, метрах в двадцати от дороги Пашнево — Ермолино. До Ермолина, в котором сохранилось две постройки, примерно двести метров. Остатки фундамента находятся на возвышенности, также виден периметр из камней. Внутри и вокруг периметра растут деревья. Через дорогу, напротив места, где стояла церковь, метрах в ста, находится кладбище. Здесь можно отыскать захоронение священника Тархова и его жены.
Церковные документы: опись 1856 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1829 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Аристарх Михайлович Тархов 30-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1891 года, священником с 1896 года, состоял законоучителем церковно-приходской и земской школ.
Диакон Михаил Димитриевич Орлов 28-ми лет, в служении с 1890 года, диаконом с 1896 года, состоял чителем церковно-приходской школы.
Псаломщик Иван Семенович Соловьёв 32-х лет, в служении с 1889 года.
Церковный староста крестьянин Яков Анфиногенов, в должности первое трехлетие.
Прихожан в селе Ивановском, сельце Саввине, в деревнях: Гузареве, Сошникове, Пашневе, Бортницах, Саввине, Абаканове-Грязном, Ивановском, Щербаках, Абаканове-Ронжине, Гришкине, Никулине, Дорке, Ермолине, Терехове, Стрековницах, Рогозихе, Юрине, Городках, Воробьеве, Середнем, Лысцеве, Высокуше, Белавине – 159 дворов (794 мужчины, 823 женщины).
29 декабря 1907 года умер дьякон Аполлинарий Морозов, и на его место в январе 1908 года был назначен Алексей Морозов.
В 1915 году служили: Священник Аристарх Тархов 45-ти лет, окончил семинарию, на службе 22 года.
Штатный диакон Иоанн Голиков 51-го года, на службе 28 лет, в Казанском храме 1 год.
Псаломщик Николай Успенский 37-ми лет, на службе 17 лет, в Казанском храме 5 лет, с февраля 1909 года, вместо уволенного псаломщика Михаила Мальцева.
Прихожан в деревнях: Абаканово, Грязное, Ронжино, Бортницы, Белавино, Гора, Городки, Гузатово, Гришкино, Дорка, Ермолино, Князево, Климово, Кобылиха, Лысцево, Никулкино, Пишнево, Рогозиха, Савино, Среднее, Стрикивницы, Сошниково, Терехово, Турки, Шатеево, Щербаки, Юрино, Хомутово, Сальники – 1117 мужчин, 1145 женщин.
До 1929 года в храме служил дьяконом новомученик Иоанн (Мельницкий), принявший смертъ за верность Христу в 1937 году.
В приходе сей церкви близ села Ивановского была часовня Спаса Нерукотворного Образа, постройки 1867 года, деревянная.
27 апреля 1935 года исполкомом Удомельского районного Совета депутатов трудящихся принято решение о прекращении колокольного звона в церкви села Илова.
Решением Удомельского райисполкома 27 августа 1940 года иловская церковь была закрыта. После закрытия в ней располагалась сельская школа. В 1964 году школу закрыли, и здание в 1971 году перевезли в Удомлю на улицу Полевую, где до 1995 г. в нём располагались органы местной власти. Последнее учреждение – Аграрный отдел администрации Удомельского района. В 1995 году здание было передано Русской Православной Церкви и в нём был освящён храм Новомучеников Российских.
1 июня 2003 года после дневной службы храм сгорел.
По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915., Аксёнов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко-художественное издание. – Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008.; материалам Краеведческого форума сайта Putnik.ru
Из книги “Священномученики и исповедники Удомельской земли” (“Удомельская старина” № 47, 2009 г.)
Священномученик Иоанн (Мельницкий)
(1878 – 1937)
Село Илово
Ноября 3
Священномученик Иоанн Мельницкий родился в 1878 году в деревне Шетеево (правильно Шатеево, сегодня Лесной район) Удомельского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Петра Мельницкого. В 1899 году он окончил третий класс Тверской Духовной семинарии, после чего ему пришлось оставить учебу ради помощи отцу в его крестьянском хозяйстве. Но мысль посвятить себя всецело служению Богу не оставляла молодого человека, и он подал прошение епархиальному архиерею, в котором высказал свое пожелание. 5 мая 1907 года он был определен исправляющим должность псаломщика к церкви села Воротилова Бежецкого уезда, а 19 июня 1908 года утвержден в этой должности.
21 ноября 1908 года Иван Петрович был рукоположен в сан диакона к той же церкви. Все это время он был учителем и законоучителем в Воротиловской церковно-приходской школе и законоучителем в Новинской земской школе Он был не раз отмечен начальством, как писалось в наградных документах, «за безвозмездное и усердное преподавание Закона Божьего». Его служение на церковном и учительском поприще продолжалось до 1918 года.
Летом 1918 года диакон Иоанн был переведен в храм села Илова Вышневолоцкого уезда, где прослужил до начала гонений 1929 года, когда власти одновременно с крестьянами, составлявшими в то время большую часть населения страны, стали уничтожать и духовенство. Для русских крестьян в то время храм и слово Божие оставались единственным источником подлинного просвещения.
В 1930 году о. Иоанн был лишен домашнего хозяйства, подспорья для семьи —супруги и шести детей, причем младшим детям было всего семь и пять лет. 9 марта 1930 года за неуплату налогов о. Иоанн был приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Освободившись 20 марта 1932 года из Завидовской трудовой колонии, о. Иоанн подал святому архиепископу Фаддею прошение с просьбой определить его в один из храмов епархии. В 1933 году он получил место в селе Тальцы, куда за ним переехала и его семья Здесь он прослужил до наступления новых гонений. Он был арестован сразу после праздника Покрова Божией Матери, 15 октября 1937 года, и на следующий день допрошен. Были допрошены председатель колхоза имени Сталина и местный комсомолец. Они показали: «В 1937 году в июле месяце, в религиозный праздник, среди населения села Тальцы он агитировал: “Граждане, сколько бы вы в колхозах много ни работали, все равно лучше вам от этого не будет, живете вы в нищете и изменения к лучшему в вашей жизни при советской власти не ожидайте, вспомните о Боге, придите все в церковь в этот праздник и помолитесь о скорейшей перемене к лучшему и отдохните, в праздник работать грешно”. В результате его контрреволюционной агитации все колхозники колхоза имени Сталина прогуляли два дня в самый разгар полевых работ. В 1937 году в августе месяце 15 дня, также в религиозный праздник, он призывал население села Тальцы в эти дни не работать в колхозе, говоря: “Трудна ваша жизнь, колхозники, и только объединившись все вокруг церкви нашей, мы можем улучшить жизнь нашу, придите и помолитесь о скорой перемене существующей власти”. В этот праздник колхозники под влиянием его подрывной антисоветской агитации прогуляли все также два дня в самый разгар уборочных полевых работ, чем нанесен значительный ущерб материальному хозяйству колхоза имени Сталина. На данные церковные праздники приезжали колхозники не только из Талицкого сельсовета, а также из Молотовского и Соколовского сельсоветов, в результате контрреволюционной и антисоветской агитации Мельницкого. Срыв полевых работ получился по целому ряду колхозов. В 1937 году, 23 сентября, на общем собрании в селе Тальцы по вопросу о самообложении Мельницкий выступил и заявил: “Советская власть очень много дерет с сельского населения, обкладывает всевозможными налогами и самообложением, а населению и так трудно жить”».
Трудно сказать, излагали ли свидетели то, что слышали сами, или все их ответы были вложены в их уши следователем. В тот же день он допросил отца Иоанна.
Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности, изложите факты, – сказал следователь.
– Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным себя не признаю, ответил о. Иоанн.
– Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в июле месяце, среди населения села Тальцы вели антиколхозную агитацию.
– Никакой антиколхозной агитации я не вел, а приходилось говорить с отдельными гражданами, что в колхозах живете неладно, голодно, и если плохие условия у нас созданы в жизни, то это может быть для того, чтобы после жить лучше, и говорил, чтобы в праздники не работали.
– Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в августе месяце, среди населения села Тальцы вели контрреволюционную агитацию антисоветского и пораженческого характера на религиозной почве.
– Никакой контрреволюционной агитации антисоветского и пораженческого характера я среди населения не вел, а при разговорах с отдельными гражданами призывал посещать церковь и говорил: «Если хотите, чтобы вашу церковь не закрыли, то надо посещать ее как можно чаще».
– Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в сентябре месяце, на общем собрании в селе Тальцы по вопросу о самообложении выступили с антисоветской и антиколхозной агитацией.
– На данном собрании я присутствовал, но ни с какой антисоветской и антиколхозной агитацией я не выступал, так как ушел домой, не дожидаясь конца собрания.
Уже на следующий день следствие было закончено, материалы переданы на рассмотрение Тройки НКВД, а сам о. Иоанн переведен в тюрьму города Осташкова.
1 ноября Тройка приговорила его к расстрелу. Диакон Иоанн Мельницкий был расстрелян 3 ноября 1937 года.
Прославлен на Архиерейском Соборе РПЦ 16 августа 2000 года.
Иеромонах Дамаскин (Орловский)
Литература:
Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн. 3. С. 346-355, 604.
По материалам Краеведческого форума сайта Putnik.ru
Фото. № 1 Алексея Крючкова с Краеведческого форума сайта Putnik.ru
Фото. № 2 Дениса Ивлева с Краеведческого форума сайта Putnik.ru
Фото. № 3 из архива Анны Яковлевны Певцовой с Краеведческого форума сайта Putnik.ru
Православные храмы Тверской земли