Тысяцкое – это старинное село Кувшиновского района, расположенное в 4 километрах к юго-востоку от города Кувшиново.
Здесь сохранилась часть усадебного комплекса XVIII-XIX вв., в состав которого входит каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери, сооруженная в 1763 г. тщанием помещика Афанасия Никитина Тыртова.
По клировой ведомости 1810 г. Новоторжского уезда села Тысяцкого, «в нем церковь во. имя Смоленской Пресвятой Богородицы, с приделом великомученика Иоанна Воина, каменная, в твердости, утварью довольна, при ней пашенной и сенокосной земли отмежевано 36 десятин», «при оной церкви опись утвари церковной и приходо-расходные книги имеются». От епархиального города Твери церковь стояла в 100 верстах, а от уездного города Торжка – в 40 верстах. Штат служителей включал священника Гавриила Иванова, дьячка Петра Львова и пономаря Михаила Лукина. В приход входило 132 двора (в них «душ мужского пола – 455, женского – 492»): дворовых и крестьян помещика Сергия Афанасьева Тыртова в селе Тысяцком, в сельце Егорье (в 3 верстах) и в деревне Малашево (в 1 версте); крестьян княжны Елены Федороровны Мещерской в деревнях: Хвошня (в 1 версте), Страхини (в 3 верстах) и Сафонтьево (в 5 верстах); крестьян помещика Александра Васильева Хрыпунова в сельце Ильино (в 5 верстах); дворовых, крестьян и самого помещика Николая Васильева Безобразова в сельце Пепелиха (в 5 верстах); крестьян вотчины Александра Николаева Безобразова в сельце Жеребцово (в 2 верстах). Никаких препятствий «в проходе в вышеописанные селения» не было.
В 1884 г. «на церковную кошельковую сумму и с помощью прихожан»церковь была «распространена»: устроены два придела: правый – Иоанна Воина и Ефрема Новоторжского, левый – святителя Николая и Нила Столобенского. Ближайшие церкви были в погосте Чурилове (в 6 верстах), селах Сурушине (в 5 верстах), Каменском (в 5 верстах) и Новом (в 4 верстах). Одна часовня была в деревне Егорье, деревянная, «возобновленная в 1902 г.», вторая – во. имя св. Георгия – «в память того, что на сем месте в давние времена была деревянная церковь».
В 1905 г. в ответ на прошение причта и церковного старосты с. Тысяцкого было разрешено устроить в церкви калориферное отопление «взамен простых печей», потратив 1800 руб. Капиталы церкви тогда составляли 2123 руб. 7 коп. (билетами 1300 руб., по книжкам сберкассы 743 руб. 7 коп. и наличными 80 руб.).
В 1914 г. причт состоял из священника Михаила Митропольского 53 лет, штатного диака Стефана Прутенского 54 лет и псаломщика Николая Полозова 46 лет. Приход включал 2419 жителей села и окрестных деревень: Егорье, Малашево, Щелье, Хвошня, Страхини, Сафонтьево, Бородино, Замошье, Ильино, Пепелиха.
В соответствии с решением Калининскего облисполкома № 385 от 17 сентября 1940 г. «О закрытии церкви в с. Тысяцкое Бобровского сельского совета Каменского района» здание Смоленской церкви передавалось местным властям «для использования под клуб». Из жалоб верующих ясно, что исполком райсовета продал здание церкви райпромкомбинату, в 1945 г. в нем размещался лагерь военнопленных, а в 1946 г. оно было перепродано артели «Кирпичник». Жаль, что и сегодня, спустя 60 лет, Смоленская церковь используется далеко не по назначению.
А.Р. НАРСКИЙ
ЛИТЕРАТУРА
1. Тверской епархиальный статистический сборник / Под ред. И. Добровольского. – Тверь, 1901. – С. 593. – п. 56.
2. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. – Тверь, 1914. – С. 448-449.
3. Сводный список памятников истории и культуры Калининской области, состоящих под государственной охраной. Калинин, 1986. – С. 29. – Паспорт № 1025.
4. Государственный архив Тверской области. Фонд 160, опись 1, дело 16042, листы 203-204 об. (1810 г.), дело 16048, листы 200-201 об. (1816 г.), дело 16050, листы 199?200 об. (1818 г.), дело 16084, листы 619?625 об. (1852 г.), дело 16100, листы 685-691 (1910 г.) – клировые ведомости; дело 16800, листы 460-461 (1905 г.) – запись в Журнале консистории от 28 марта 1905 г.
Фонд Р-2043, опись 7, дело 8, лист 642 (1940. г.) – решение облисполкома № 385.
Тверской центр документации новейшей истории. Фонд 147, опись 4, дело 68, лист 20 (1946 г.) – доклад Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви.
Текст статьи – Газета “Тверской Мiрянинъ” №10 (158) 26 октября 2006 года.
Село Тысяцкое, от Твери 100 верст, от Торжка 40 верст.
Церковь Сретенская, построена в 1763 году, распространена в 1884 году, каменная, престола три: главный Смоленской Божией Матери, в теплой: правый Великомученика Иоанна Воина и преподобного Ефрема Новоторжского, левый Святителя Николая и преподобного Нила Столобенского.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1796 года, исповедные с 1826 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Владимир Васильевич Новоблаговещенский 37-ми лет, студент семинарии, в служении с 1887 года, священником с 1890 года, награжден в 1900 году скуфьей. Диакон Иоанн Иаковлевич Львов 57-ми лет, в служении с 1864 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Николай Александрович Полозов 31-го года, в должности с 1888 года.
Прихожан в селе Тысяцком, в деревнях: Егорье, Малашеве, Щелье, Хвошне, Строхинях, Софонтьеве, Бородине, Попелихе, Замошье, Ильине, Пне – 337 дворов (1018 мужчин, 1238 женщин).
По материалам издания Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901.
Когда был построен первый храм в селе – неизвестно. По воспоминаниям старожилов на юго-восток от деревни к лесу стояла деревянная церковь, до наших дней не сохранившаяся, осталось небольшое возвышение, вокруг которого располагались колхозные поля. Поля пахали каждый год, но это место оставалось нетронутым.
В 1763 году была построена деревянная церковь в честь Смоленской Иконы Божьей Матери, а затем в 1795 году появилась каменная церковь. Меценатом ее строительства стал местный помещик Афанасий Никитич Тыртов. После его смерти дело продолжила жена Прасковья Петровна. В 1884 году церковь была перестроена на кошельковую сумму с помощью прихожан и появились два придела: правый-Великомученика Иоанна Воина и преподобного Ефрема Новоторжского, левый-Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Нила Столобенского. От Епархиального города Тверь церковь находилась в ста верстах, от уездного города Торжок- в сорока верстах. В 1905 году в ответ на прошение притча и церковного старосты было устроено калориферное отопление, на него было потрачено 1800 рублей. Капитал церкви тогда составлял 2123 рубля 7 копеек. До этого отопление было печное, печи находились под полом. Но со временем они обветшали. В 1907 году были уложены бетонные полы вместо старых деревянных. В правом приделе более чем наполовину сохранились бетонные полы с орнаментом.
Приход села и окрестных деревень составлял 2419 жителей.
В церкви служила целая династия священнослужителей Новоблаговещенских. В 2014 году потомками была поставлена ограда с памятником священнику Владимиру Васильевичу Новоблаговещенскому.
Служили так же священники:
Гавриил Иванов (жена Стефанида Дмитриевна с дочерью Евдокией)
Василий Троицкий (дети Михаил, Александр, Петр , Елена)
Михаил Митропольский (матушка Наталья)
Дьячек Петр Львов (жена Евдокия Потаповна, дети Иаков и Варвара)
Пономарь Михаил Лукин (жена Ирина Васильевна, дети Феодор, Иов, Васса, Савва)
Священников хоронили с южной стороны, с восточной напротив алтаря-два склепа, разоренные в 50-е годы прошлого столетия. Еще сейчас можно увидеть глубокую яму, оставшуюся от склепа с северной стороны-надгробья в виде отточенных камней на могилах православного люда.
По воспоминаниям церковь была не просто красивой, а роскошной. Паникадило было великолепное, ажурное, подобное можно увидеть в историческом музее Петербурга. Прекрасные росписи на стенах, удивительная акустика, иконостас, подсвечники-все блистало красотой и чистотой. Распятие Иисуса Христа га Кресте было объемным, отчего фигура казалась живой. Церковь была местом Божественных таинств, центром духовности. Священники получали образование в Тверской духовной семинарии. Церковная ограда-железная, ажурная, стояла кирпичных столах. Вход был арочный. Над входом-икона Смоленской Божьей Матери. До середины ХХ века находилась необычная могила, на ней стоял памятник в виде маленькой церковки, в ней была маленькая дверца с крошечными окошками, почти постоянно горели свечи и надпись на памятнике: «Папа, мама, вы дома, я в гостях, но вы меня к себе не ждите, а я вас буду ждать».
Очень часто на Богослужение приезжал архиерей из Твери, он говорил, что в Тысяцком церковь самая богатая. Одновременно служили три священника. На службы приходил православный люд даже из Кувшиново, хотя там тоже был Храм.
По воспоминаниям старожилов, в церкви стояла рака с мощами святого. Во время Крестного хода в Пасху запускались феерверки.
В 1940 году верующие собрались на Пасхальную службу, в праздничном настроении, с куличами и крашеными яичками, толпились в ожидании начала литургии, тихонечко перешептывались, поздравляя друг друга с праздником. Но…подъехала машина, из нее вышли люди в черном и началось. Разгоняли людей, угрожали, войдя в церковь, срывали иконы, опрокидывали подсвечники, выбрасывали церковную утварь на улицу. Плач был жуткий, да и Храм, по-видимому, беззвучно скорбел с народом. Выброшенное грузили на подводы и увозили в Кувшиново. Дальнейшая судьба церковного имущества не известна.
Печальной участи удалось избежать иконе Спасителя. Аксинья Григорьевна Шершнева сумела унести икону домой. Была она большой, и женщина, согнувшись, несла ее на спине. Долго она стояла в доме, а затем внучка Лена перевезла ее в Москву, отреставрировала и передала в Храм города Лобня Московской области. В то время служил там отец Василий. На обратной стороне иконы Спасителя была надпись: «Сия икона пожертвована в с.Тысяцкое от Иванова Николая в 18… году» под образом Спасителя молитва «Пречистому Образу поклоняемся…».
Лебедева Татьяна Николаевна, с.Тысяцкое.
По материалам группы Приход Преподобного Амвросия Оптинского в Контакте
Фото. № 1 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры
Фото. № 2 из группы в Контакте Тысяцкая Церковь
Православные храмы Тверской земли