Успенский собор – главное сооружение Могилевского Успенского монастыря. Он впервые построен каменным на средства стольника Петра Андреевича Нащокина в 1677-1682 гг. В настоящее время от собора осталась колокольня и две апсиды – колокольня стоит на их оси, со смещением относительно стен более позднего собора.
На северной апсиде сохранилось единственное первоначальное окно с рамочным наличником-валиком. Старая колокольня вошла полностью в более позднее сооружение, она украшена плоскими лопатками и карнизами из положенного на ребро кирпича. Первоначальный храм был чрезвычайно близок к утраченному, но известному по обмерам Сретенскому собору тверской Савватьевой пустыни (1679) и, особенно, его прообразу – собору Николо-Малицкого монастыря (1675, утрачен еще в сер. XVIII века).
Нынешний собор (с сохранением первоначальных апсид!) построен в 1715-1720 гг. бригадой ярославских каменщиков, которым был указан образец – церковь Всех Святых в Ниловой пустыни (1699). От этого здания сейчас уцелел только основной объем – бесстолпный четверик с сомкнутым сводом.
Храм со временем подвергся значительной переделке. В 1774 году он лишился пятиглавия, а в 1859-1860 гг. полностью обновлен: добавилась двухэтажная пристройка с хорами и притвором. Вновь появилось пятиглавие, но совершенно иного вида.
Наличники на старом здании частично сохранились подлинные, немного поправленные в верхних частях. А на пристройке лишь приблизительно следующие древним. Колонки и кокошники, сложенные в середине XIX века, имеют грубую кладку. Монастырь явно испытывал недостаток хороших квалифицированных каменщиков.
В колокольне второй ярус появился между 1762 и 1790 гг., а третий – с деревянными колоннами в “ампирном” духе – в 1835-1836 гг. Внутри это здание сохранило интересную подлинную лестницу на хоры и сами хоры (арка из хор в основной объем храма заложена в советское время).
Собор расписан в два приема. В 1774 году на стенах появились росписи, выполненные крупнейшим осташковским мастером тех лет – Борисом Еремеевичем Уткиным. От этой живописи остались две композиции – “Введение во Храм” и “Успение”, обе (особенно вторая) сильно записанные в середине XIX века.
В 1860 году храм расписан вновь осташковской же бригадой, работавшей в характерной для этой школы цветовой гамме и манере. (Близкий ее аналог – роспись в Николо-Рожке). Лучше всего роспись сохранилась в куполе.
В советское время в соборе размещался клуб.
По материалам сайта Тверские своды
Фото. № 1 Скалдина Виктора с сайта Народный каталог Православной архитектуры
Фото. № 3 Андрея Агафонова
Православные храмы Тверской земли