Первое упоминание в летописи о селении Кравотынь относится к 1478 году. По преданию, церковь Введения (1792—1802 гг.) заложена в память о жертвах татарского нашествия. Она построена в конце XVIII века, однако в ней есть приемы хдивного узорочья» древнерусского зодчества, что особенно ярко прослеживается в композиционной схеме.
Церковь стоит на берегу Селигера и обнесена каменной оградой с небольшими угловыми башенками. Основой композиции является высокий четверик, перекрытый сомкнутым сводом, с востока примыкает граненая апсида. На западе расположена двухстолпная трапезная с двумя приделами, перекрытая крестовым сводом с распалубками.
Отдельно стоящая трехъярусная колокольня завершена шпилем. В ней значительно меньше архаичных мотивов, чем в самом храме.
Внутри церкви ничего не сохранилось. Известно, что она славилась иконами и резным иконостасом, до недавнего времени сохранявшимися в кравотынской церкви. Иконостас сделали почти сразу с завершением строительства и впоследствии он почти не менялся. Украшали его каннелированные пилястры, увитые гирляндами роз. В Осташковском краеведческом музее хранятся резные царские врата из Введенского храма. Их большие деревянные створки украшены резными стеблями невиданных растений и лицами ангелов. Работа неизвестного мастера отличается высокой художественностью. Это был поистине ювелирный труд. Резчик выбирал большой кусок липы и вырезал из него всю композицию. Потом на резьбу наносился грунт, а позднее — очень тонкие, прозрачные, размером около восьми-десяти сантиметров пластинки сусального золота.
Фрагмент из книги – Селигерские земли (путеводитель)
Село Кравотынь очень древнее. В XVI веке оно стало центром волости и не раз фигурировало в различных документах. Например, известно, что когда этими землями владел боярин Вольский, в селе уже существовала деревянная церковь «Введения Пресвятыя Богородицы во Храм». Ее название сохранилось на долгие годы, и вновь выстроенная в конце XVIII века церковь была посвящена этому же празднику. Строительство Введенской церкви в селе Кравотынь происходило почти одновременно со строительством церкви в селе Верхние Котицы. Кравотынскую заложили вскоре после 1782 года, а к 1791 году она была готова. Окончательная отделка храма затянулась вплоть до 1802 года, но и после этого отдельностоящая колокольня и кровля еще долгое время оставались деревянными. Высокий двусветный четверик Введенской церкви, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный традиционным пятиглавием, — не новость в местном зодчестве. Первое, что замечаешь в памятнике, — это присутствие в его декоре, как и в котицкой церкви, фрагментов архитектурнoro наряда XVII столетия и то, что основные объемы остались по композиции близкими постройкам этого же времени. К высокому четверику храма примыкает обширная трапезная с двумя приделами, вытянутая с севера на юг, причем у южного придела две апсиды. Традиционные черты в объемах здания и в его декорации, наверное, были бы не так заметны, если бы не постаменты под барабанами, украшенные декоративными кокошниками, и сами барабаны, оформленные аркатурными поясками из полуколонок, перехваченных бусинами. На апсиде неожиданно вкраплена деталь, словно перенесенная сюда из XVII века, — киот, где некогда помещалась икона. Его обрамление напоминает форму киота колокольни Житенного монастыря. Внимательно приглядевшись к остальному убранству церкви, невольно приходишь к выводу, что и оно, несмотря на барочные формы, больше похоже на аппликативную декорацию XVII столетия.
В кравотынской церкви до недавнего времени сохранялся редкий по красоте иконостас, по-видимому, являвшийся произведением осташковских резчиков по дереву, которыми город славился в прошлом. Иконостас сделали сразу после завершения строительства и впоследствии он почти не менялся. Его украшали каннелированные пилястры ионического ордера, увитые гирляндами из роз. На резных царских вратах помещалась скульптурная композиция «Благовещение», над которой в облаках и сиянии восседал строгий мужиковатый Саваоф. Среди узоров орнамента повсюду были вкраплены головки херувимов, они же парили в резных облаках над иконами и украшали капители пилястр, а над дверями в жертвенник и диаконник летящие ангелы распахивали тяжелые балдахины. Теперь от всего этого великолепия почти ничего не осталось. Единственный в своем роде иконостас осташковских мастеров погубила безжалостная мода на коллекционирование предметов церковной утвари, икон и скульптуры. Лишь небольшую часть иконостаса — царские врата со сценой «Благовещения» — удалось вывезти в Осташков, и теперь она хранится в запаснике краеведческого музея.
Невысокая колокольня, стоящая рядом с церковью, построена в конце 20-х годов XIX века. Над квадратным основанием поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколонками, а еще выше — небольшой ярус-резонатор, увенчанный шпилем. В ее композиции и декорации нет произвольного смешения стилей. Все более строго, более сдержанно. Отдельные детали убранства фасадов, такие, как рустованные углы, замковый камень в виде трилистника над входом, безордерные полуколонки и наивные фронтончики, говорят, что ее строили местные мастера и проект на нее если и был сделан архитектором, то претерпел в их руках существенные изменения.
Фрагмент из книги – А.А. Галашевич. Художественные памятники Селигерского края.
С 1588 года Кравотынь принадлежала боярину Бельскому. При нем в селе была деревянная церковь Введения Пресвятыя Богородицы во Храм. Новая каменная церковь, выстроенная здесь в конце XVIII века, была посвящена тому же празднику. Её заложили в 1782 году, готова она была в 1791 году, но в это время освятили только один придел. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого колокольня и кровля на уеркви еще долгое время оставались деревянными. Невысокая каменная колокольня рядом с церковью появилась только в конце 20-х годов XIX века. Церковь сохраняла свое убранство до 60-х годов ХХ века. Затем была разграблена, местами сохранилась только роспись. В настоящее время церковь восстанавливается.
Церковь, колокольня и остатки ограды с башнями включены в список объектов культурного наследия Осташковского района.
Село Кравотынь, от Твери 180 верст, от Осташкова 12 верст.
Церковь Введенская, каменная, построена в 1791 году, престола четыре: главный в холодной Введения во Храм Пресвятой Богородицы, в теплой: Пророка Илии, Святителя Николая и Преподобного Пафнутия.
Церковные документы: опись с 1847 года, метрики с 1801 года, исповедальные с 1830 года, план и межевая книга на землю.
В 1901 году служили: Священник Сергий Васильевич Лебедев 25-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, священником с 1898 года. Священник Никанор Михайлович Верзин 34-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1888 года, священником с 1892 года, состоял законоучителем народного училища, духовным следователем, награжден в 1900 году набедренником. Диакон Михаил Феофанович Смирнов 34-х лет, в служении с 1884 года, диаконом с 1892 года. Псаломщик Феодор Андреевич Дьяконов 51-го года, в должности с 1892 года. Псаломщик Владимир Димитриевич Сперанский 26-ти лет, в должности с 1894 года.
Прихожан в селе Кравотынь, в деревнях: Глубочице, Острице, Пачкове, Песках, Лому, Хретене, Красухе, Зальце, Твердякине, Жару, Ляпине, Заплавье, Лежневе, Котчище, Березове – 1014 дворов (2944 мужчины, 3138 женщин).
В 1914 году служили: Священник Никифор (?) Верзин 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 22 года. Священник Сергий Лебедев 40-ка лет, окончил семинарию, на службе 16 лет. Штатный диакон Михаил Смирнов 48-ми лет, на службе 30 лет, в Введенском храме 28 лет. Псаломщик Владимир Сперанский 40-ка лет, на службе 20 лет. Исполняющий обязанности псаломщика Иван Петропавловский 53-х лет, на службе 12 лет, в Введенском храме 1 год.
Прихожан в деревнях: Глубочица, Острица, Пачково, Пески, Заплавье, Хретень, Зальцо, Твердякино, Жар, Ляпино, Лежнево, Котчище, Березово, Лом – 2368 мужчин, 2364 женщины.
По материалам изданий Край Селигерский. Вчера. Сегодня. Завтра. Осташковский район Тверской области. (Энциклопедия российских деревень.) / И.П. Минаков. Ржев. 2008., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1914.
Фото. Екатерины Цветковой с сайта Храмы России
Православные храмы Тверской земли