Казанской иконы Божией Матери церковь в Койдиново, Конаковский район

0 0
Read Time:8 Minute, 2 Second

Первоначально здесь было решено устроить деревянный храм в 1687 г. По преданию, связано это с явлением иконы святителя Николая Мирликийского, на берегу протекающей неподалеку реки Ламы. Церковь была переделана из деревянного господского дома и имела вид простой избы.

В 1849 г. во время реконструкции крыша храма была перестроена к столпообразному виду и покрыта железом. Интерьер церкви отличался скромностью; иконостас был простым (все иконы хранились без рам). Правда, там находилась очень древняя местная икона святителя Николая, как считалось, явленная и окружным народом особо почитаемая.

К началу 20 века деревянный храм начал ветшать. В 1905 г. было отправлено в Московскую духовную консисторию прошение соорудить новый каменный храм (разрешение было получено 23 мая 1906 г.) — во имя Казанской Божией Матери. В том же году началось строительство, но ввиду бедности прихожан, оно затянулось на долгие годы: по крайней мере в 1916 г. храм был не достроен.

Пустующая ныне Казанская церковь стоит в самом центре деревни.

Известная еще несколько столетий тому назад, деревня Койдиново (местные жители делают ударение на первом слоге) входит в состав Синцовского сельского округа. В документах начала ХХ в. этот населенный пункт называется «селом Койденовым» Покровской (затем — 3еленцынской) волости Клинского уезда Московской губернии.

Первоначально здесь было решено устроить храм в 1687 г. Связано это, если верить преданию, с явлением иконы святителя Николая Мирликийского Чудотворца на берегу протекающей неподалеку реки Ламы. Церковь была переделана из деревянного господского дома и поэтому имела вид простой избы. Вплоть до середины XIX в. «крыша на церкви была шатровой, на два ската, крытая тесом», как рассказывает нам метрика 1887 г.

По малоприходству с 1815 г. (в те годы насчитывалось всего 36 приходских дворов) в Казанской церкви не было причта, а в 1821 г. она была приписана к нововыстроенной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, находящейся в двух верстах к востоку за рекой Ламой в Зеленцыном погосте (деревня Зеленцыно), которая нуждалась как в утвари, так и в дeньгax. С тех пор службы в Казанской церкви проводились лишь в воскресные и праздничные дни. Это продолжалось до 1894 г., когда указом Святейшего Синода был открыт самостоятельный приход при церкви села Койденова с причтом из священника и псаломщика.

В 1849 г. во время реконструкции крыша храма была перестроена — ей был придан столпообразный вид из шести граней — и покрыта железом. Две скромные главки, тоже крытые железом, были окрaшены синей краской. Интерьер церкви отличался скромностью: два деревянных престола (во имя Казанской Божией Матери и святителя Николая) находились рядом, высота каждого из них составляла 1 аршин и 6 вершков; деревянный иконостас был простым (все иконы хранились без рам), он состоял из трех ярусов с позолоченными карнизами. Правда, там находилась очень древняя местная икона святителя Николая, как считалось, явленная и окружным народом особо почитаемая.

Колокола долгое время висели на столбах, позднее выстроили деревянную колокольню (в форме шестигранного столпа). Известно, что, в 1876-1877 гг. прихожане, церковный староста и причт 3еленцына погоста ходатайствовали о приобретении для приписного Казанского храма нового колокола весом в 120 пудов. Просьба их объяснялась тем, что звон самого большого из имевшихся в те времена (25-пудового) колокола не был слышен даже в самом селе.

Простояв свыше двухсот лет, этот деревянный храм начал ветшать, да и стал невместительным для прихода, который заметно расширился (в него вошли селения Долгая Пожня, Синцово и др.). Многие даже были вынуждены слушать церковную службу, стоя на улице. По клировой ведомости 1905 г., приход состоял из 150 дворов, «434-ех душ мужского пола и 481-ой — женского». На общественном сходе прихожан «1905 года, сентября, 20 дня» было решено отправить в Московскую духовную консисторию прошение соорудить новый каменный храм. Побуждал к тому и имевшийся при церкви с 1860-х гг. небольшой кирпичный завод, который своим доходом хоть както поддерживал весьма бедный храм. Для стройки была заготовлена крупная партия кирпича, а церковных денег было накоплено около пяти тысяч рублей. Крестьяне отвели свою землю (130 квадратных саженей), прилегавшую к деревянной церкви. Эта площадка была возвышенной и удобной для нового храма. Кроме того, прихожане обязались: во-первых, ежегодно в течение десяти лет платить по 50 копеек с «ревизской души» (всего 250 душ), во-вторых, пожертвовать свой камень для бута, а в-третьих, бесплатно подвозить дрова для обжига кирпича и все необходимые строительные материалы.

23 мая 1906 г. епархиальным начальством было разрешено возвести каменный трехпрестольный храм — во имя Казанской Божией Матери, святителя и Чудотворца Николая и святого Пророка Илии. Смета была составлена на 25 тысяч рублей, а все технические вопросы возложены на архитектора Владимира Александровича Осипова.

В том же году дело было начато: сложили стены храма, но по бедности, прихожане не смогли выплачивать обещанные деньги, многие за подвоз камня и строительного материала требовали чаевые, угрожая при этом «свалить цемент на полдороги». Так, в последующие два года работа приостановилась, а возобновлена была лишь в 1909 — 1910 гг. Для этого пришлось продать три десятины «общественного леса», выручив пятьсот рублей; некоторые доходы поступили и от прихожан. На эти средства удалось окончить каменные работы, построить крышу и обрешетить часть куполов.

Сведения 1916 г. говорят, что храм был еще не достроен.

Сегодня в Койдинове стоит в запустении каменная Казанская церковь. Она сооружена в псевдорусском стиле и имеет пять лукрвичных главок, стоящих на восьмерике и на обширной трапезной.

Литература

    1. ЦИАМ:
    — Ф. 203, оп. 752, д. 8358 (1820 — 1821 гг.) — о приписке села Коиденова к приходу церкви погоста 3еленцына Клинской Oкруги;
    — Ф. 203, оп. 744, д. 2156, л. 524(1842 г.) — клировая ведомость;
    — Ф. 203, оп. 661, д. 33 (1876 — 1877 гг.) — о дозволении приобрести колокол на церковную сумму;
    — Ф. 454, оп. 3, д. 73 (1887 г.) — метрика церкви;
    — Ф. 203, оп. 744, д. 1423, л. 155 (1894 г.) — указ Святейшего Синода № 3387 от 28 июля 1894 г. об открытии самостоятельного прихода при церкви села Койденова Клинского уезда;
    — Ф. 54, оп. 160, д. 12 (1906 г.) — об утверждении проектов на постройку церквей;
    — Ф. 203, оп. 476, д. 12 (1906 г.) — о разрешении построить новую каменную церковь;
    — Ф. 203, оп. 691, д. 362 (1906-1907 гг.) — об укреплении земли за церковью села Койденова, жертвуемой крестьянами;
    — Ф. 203, оп. 692, д. 123 (1908 г.) — об освобождении церкви от взносов;
    — Ф. 203, оп. 481, д: 570 (1910 — 1911 гг.) — о рассмотрении прошения учителя села Койденова Ильинского Александра о выдаче пособия на достройку нового храма;
    — Ф.203, оп.746, д.1901 (1916 г.) — о разрешении сбора пожертвований на достройку храма в селе Койденове.
    2. Благовещенский И.А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных. — М., 1874. — № 284.
    3. Населенные местности Московской губернии / Под ред. Б.Н. Пенкина. — М., 1913.
    4. Степанов И.П. Клинский уезд. Поселенные таблицы. — М.: изд-во Московского земельного отдела, 1925.
    5. Нарский А. Две церкви / / Православная Тверь. — 2000. — март-апрель. — № 3-4 (74-75). — С. 6.
    6. Нарский А.Р. На месте явления иконы святителя Николая. Из истории Казанской церкви в «селеКойденове» / / Тверской мiрянинъ. — 2002. — 12 декабря. — № 22 (86). — С. 6.

НАРСКИЙ А.Р.


Койденово (Койдино, Ходиново), церковь свт. Николая, позже Казанской Божией Матери.

1624 г., «Гл. 104. За Фадеем Ивановым сыном Плещеева вотчина село Койдино на реке на Ламе, а в селе церковь во имя Николы Чудотворца, деревянна, вверх, стоит без пения» [4, стр. 510].

1646 г., «За вдовой Анной Фадеевой женой Плещеева село Койдиново» [5, стр. 68].

1662 г., «Села Ходинова Никольский поп Антипища» [9, стр. 770].

1678 г., «За Кондратом Даниловым сыном Бутурлиным в вотчине село Койдинова» [6, стр. 132 (оборот)].

1709 г., «За стольником за Евстафием (? Евтифеем) Ивановым сыном Поярковым село Кондиново, что в переписных книгах 186 году написано за Кондратием Даниловым сыном Бутурлиным. В том селе церковь Божия во имя Пресвятой Богородицы Казанския, деревянная, со всякою церковною утварью, строение вотчинниково на вотчинниковой земле. У той церкви во дворе поп Алексей Карпов» [12, стр. 199].

1715 г., «За Леонтием Совоновым сыном Глебовским в сельце Койденове церковь деревянная во имя Пресвятой Богородицы Казанския. При той церкви во дворе поп Алексей Карпов 35 лет, жена ево Марья Федорова 25 лет. У него детей сын Иван 5 лет, две дочери Афимья 10, Агафья 4 лет» [13, стр. 592 (оборот)].

1770 г., «Койденово, село Клинского уезда, владение маиора Александра Васильевича Новосильцова и прапорщика Александра Карловича Ферс, межевал в 1770 г. Гулевич, церковь и кладбище» [23].

1774 г., упомянут церкви Казанской Божией Матери села Койденово священник Семен Андреев [16].

Литература

   [4] — РГАДА. Ф.1209, оп.1, ед. хр. 15626. Копия писцовой книги Клинского уезда 7132-7133 (1624-1625) гг., письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячего Григория Софонова.
   [5] — РГАДА. Ф.1209, оп.1, ед. хр. 15627, 1646 год (7154 от Сотворения Мира). Подлинная переписная книга дворов посадских в городе, дворцовых в Копытовской волости и поместных и вотчинных в Черно-ямской слободе и в селах и деревнях Клинского уезда переписи князя Ивана Михайловича Долгорукого и подьячего Дмитрия Молчанова.
   [6] — РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15628, 1678 год (7186 от Сотворения Мира). 16 марта. Подлинная переписная книга посадских дворов в городе и поместьях и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи князя Ивана Дмитриевича Борятинского и подьячего Никиты Воробьева.
   [9] — РГАДА. Ф. 1209, оп. 2, ед. хр. 15630. Отказная книга Клинского уезда 1623 — 1671 гг. (с 7131 по 7179 год).
   [12] — РГАДА. Ф. 350, оп. 1, ед. хр. 182. Ревизские сказки …Клинского уезда 1709 год.
   [13] — РГАДА. Ф. 350, оп. 1, ед. хр. 185. Сказки …Клинского уезда 1715 год.
   [16] — ЦИАМ. Ф. 203, оп. 748, д. 160. Исповедальные ведомости церквей Переславской епархии Клинского уезда 1774 г.
   [23] — Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Москва. 2004 г.

По материалам сайта Тверской епархии, издания Нарский А.Р. Церкви Конаковского района. Тверской области. — М.: Полиграф сервис, 2005. и издания Рубцов Д.А. Церкви и села Клинского уезда до 1781 года. с сайта Храмы России

Фото. № 1 ! с сайта Народный каталог Православной архитектуры

Фото. № 2 Андрея Агафонова. Начало 1990-х гг.

Фото. № 3 Ковшова Владимира Валентиновича с сайта Храмы России. 2021 г.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Тверской митрополит Амвросий: есть ли Богу дело до наших земных забот
Next post Александра Невского церковь в Конаково (Кузнецово), Конаковский район

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы