«ТОП Тверь» продолжает рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
Не так давно мы говорили о том, что такое Божья кара. А сегодня, накануне Нового года — самое время поговорить о календаре.
Почему мир живет по одному календарю, а Церковь по другому?
Как это часто бывает с вопросами такого характера он поставлен не совсем корректно и вопрошающий в этом не виноват. Просто, к сожалению, с течением времени история, да и в целом гуманитарные дисциплины имеют тенденцию становиться все сложнее и разветвленнее, а потому часто для хоть какого-то освещения вопроса, мы бываем вынуждены его упростить. Нынешний вопроc из числа таких, более корректно его было бы переформулировать так: Почему значительная часть населения нашей планеты живет по одному календарю, а Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская и с недавнего времени Польская Православные Церкви живут по другому? Но еще более корректно задать пять вопросов по каждой из Поместных Церквей в отдельности, поскольку ответы будут, скорее всего, в чем-то отличаться, и порой категорически.
Например, в Иерусалимской Церкви переход на новый стиль не представляется легко достижимым, даже если бы на то было чье-то желание. Поскольку Иерусалимская Церковь совершает богослужение в том числе и в тех местах, которые являются общими для различных деноминаций, прежде всего такие святые места, как Гроб Господень, пещера Рождества Христова и др. находятся в общем распоряжении Иерусалимской Православной, Римской-католической и Армянской Апостольской Церквей, а в некоторых случаях этих общин еще больше. На этих местах соблюдается т.н. status quo, т.е. сохраняется определенный порядок совершения богослужений различными общинами, в т.ч., например, не осуществляется переход на летнее время, которое происходит в Израиле. А разведение наиболее значимых общехристианских праздников во времени благодаря различным календарям позволяет снизить не только нагрузку в виде паломников, но и напряжение существующее в той или иной мере между различными христианскими конфессиями.
Однако, нас, вероятно, все же интересует не то, что происходит на той стороне моря, как выражались жители римских колоний в Африке, а то, что происходит в нашей стране и в Русской Православной Церкви. Именно на этот вопрос я и постараюсь ответить. Вообще до революции наша страна жила по тому же календарю, по которому жила и живет поныне Русская Православная Церковь. Но и без революции переход на государственном уровне на григорианский календарь, скорее всего, рано или поздно произошел бы в силу все более и более увеличивающихся взаимосвязей между различными частями мира, и в целом связности стран друг с другом, увеличения возможностей для быстрого перемещения. Не секрет, что в Русской Православной Церкви в 1923 г. на протяжение 24 дней действовал григорианский календарь, однако, в итоге от него пришлось отказаться. Но ряд Поместных Православных Церквей приняли т.н. “новоюлианский” календарь и живут по нему поныне. Собственно, в том числе поэтому, я и поставил под сомнение изначальную формулировку вопроса. При этом, в подавляющем большинстве случаев, празднование Пасхи совершается всеми Православными Церквями согласно т.н. Александрийской Пасхалии в одно время, в один день.
Но вернемся все же к тому, почему в настоящее время сохраняется разница между гражданским календарем и церковным календарем в Русской Церкви. Ответ на этот вопрос лежит отнюдь не в области богословия, потому что для христианства, несмотря на суждения некоторых, вопрос календаря не является догматическим или хоть как-то связанным с религиозностью, ведь как сказано апостолом Павлом, пусть и по другому вопросу: “Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает” (Рим. 14:6). Вопрос календаря это прежде всего вопрос культурологический.
Когда-то Церковь восприняла календарную систему того мира, в котором она жила, со всеми его праздниками, изменив их смысл и значение, но не местоположение. Это было сделано в том числе и потому, что мы, люди, не очень любим глобальные перемены в нашей повседневности, нам тяжело отказываться от привычек, особенно тяжело — от вредных привычек, и уж совсем тяжело вырабатывать хорошие, и мы совсем не видим смысла затрачивать усилия еще и на изменения вещей совершенно нейтральных, таких как календарь. Каждый, кто хоть раз в жизни менял место жительства, знает, как тяжело бывает привыкнуть к новому устройству своего жилища, к новому расписанию транспорта, к новым местам и лицам. Календарь есть лишь часть этой повседневности.
Октябрьская революция стала громадным сломом всего привычного, она создала новых людей и для них сделала новые праздники, порой перекрыв праздники привычные, как до этого сделала Церковь с языческими праздниками, порой создавая совершенно новые, в новых точках календаря. И потому новый календарь в русском церковном сознании очень крепко увязан с этим насилием над человеческой природой. И для православных христиан XX века, живших на территории Советского Союза, он был по понятным причинам неприемлем. Однако, вполне возможно, с исцелением ран и уходом этой трагедии в небытие, синхронизация церковного и светского календарей все же произойдет, просто потому что теперь мы связаны еще теснее друг с другом, и не только на уровне светской повседневности, но и на уровне повседневности церковной. И то, что ранее воспринималось как нечто ломающее уставы и привычки, может начать восприниматься, как нечто их восстанавливающее и исцеляющее.
Я не могу совершенно точно сказать, что это всенепременно произойдет, но и утверждать невозможность этого довольно бессмысленно. Мы уже видим, как это происходило и происходит в других Поместных Церквях, как церковное Новолетие (1/14 сентября) переносится Церковью на светский новый год, а сам день, оставаясь праздничным, меняет свое содержание. Как и Рождество, совершаемое до наступления Нового года, благодаря этому остается более значимым торжеством и для людей менее церковных.
В дополнение хочу сказать, что в некоторых Православных Церквях различные приходы сами вольны выбирать, в какой день праздновать Рождество Христово. И я даже знаю, что некоторые православные приходы празднуют Рождество дважды — и 25 декабря, и 7 января.