Во второй половине XIX века в деревне Ригодищи находилась усадьба, владел которой Действительный Статский советник Эдуард Николаевич Кантемир. Здесь он построил первую деревянную Богородице-Рождественскую церковь (т.н. домовую усадебную), прозванную, в последствии, «Кантемировской». Старожилы, в качестве предания, рассказывают такую историю. Колокола на выстроенную церковь поднимал Буянов Алексей Петрович. Когда он спустился на землю, Кантемир насыпал ему за проделанную работу целый картуз серебра.
Позднее была выстроена школа (частное училище) для крестьянских детей. Теперь деревенским ребятишкам не нужно было ходить в село Котлованово за 7 верст.
Школа представляла собой деревянное здание, рассчитанное на 30 учащихся. В 1883 году она приняла своих первых учеников. Через год в школе обучались уже 10 девочек. Своих детей у Эдуарда Николаевича и его супруги не было, поэтому Александра Петровна Кантемир заведовала школой, и все свое время отдавала чужим детям. Первым учителем был Иван Кириллович Троицкий. При школе имелась библиотека, читателями которой являлись все грамотные жители ближайших окрестностей.
При Кантемировском храме построили церковный дом из 4-х комнат для священнослужителей, которые также вели уроки в школе. Были в усадьбе Кантемира замечательный яблоневый сад, парк, два пруда. Усадебная земля и усадьба выглядели ухоженными. Хозяин применял новые агротехнические приемы, разводил новые сорта плодовых и ягодных культур. До сих пор стоят на месте усадьбы липы, посаженные рукой Эдуарда Николаевича.
Кантемир был человеком богатым и высокообразованным. Жила семья в столице, а в усадьбу Ригодищи приезжала только на лето. Так случилось, что Эдуард Николаевич умер еще не старым человеком. Александра Петровна очень любила своего мужа и тяжело переживала его потерю. Все семейные сбережения она вложила в начало строительства женского Богородице-Рождественского монастыря. Был возведен новый усадебный дом и, вместо деревянной, выстроена кирпичная Рождественская церковь, которая на 1906 год называлась как «Новгородской Епархии Валдайского уезда Кантемировская Богородицкая церковь». В те годы в ней служили священник Иоанн Грацианов и псаломщик Николай Арсентьев. Во времена массовых репрессий братья Михаил, Иван и Петр Грациановы – подверглись аресту. Иван и Петр были священниками, Михаил – просто единоличником. Братьев Михаила и Петра расстреляли, а Иван умер во время следствия. Все трое братьев реабилитированы посмертно.
В городе Бологое проживает Нонна Николаевна Степанова, в девичестве Томсон. Ее прадед по материнской линии Григорий Георгиевич был священником Ригодищенской церкви и похоронен здесь же. Его дочь, Грацианова Ольга Григорьевна вышла замуж за диакона Ивана. У них родились три дочери, одна из которых – мать Ноны Николаевны – Антонина (1906 г.р.). Выйдя замуж, Антонина Ивановна стала носить фамилию Томсон. Ее муж – Николай Васильевич – обслуживал систему внутреннего монастырского отопления и водопровода, занимался также кузнечным делом и малой механизацией. По случаю окончания договорных работ настоятельница Богородице – Рождественского монастыря подарила ему картину «Женский портрет», точную копию работы итальянского мастера Д. И. Антонелли (1791-1842), выполненную мастерицами художественной иконописной мастерской при монастыре. Так сложилось, что живописное полотно было продано, и его хотели вывезти за границу.
Копию картины «Женский портрет», в числе других художественных ценностей, конфисковали на Брестской таможне в 1987 году, приняв ее за оригинал. Умения и талант ригодищенских мастериц могут теперь оценить посетители Брестского областного музея, где картина хранится.
Окончания строительства монастыря А. П. Кантемир не дождалась. По рассказам старожилов супруги Кантемиры были похоронены в фамильной усыпальнице под усадебной Богородицкой церковью. «Народная молва» гласила, что своего мужа Александра Петровна Кантемир похоронила в хрустальном гробу. Это предание жило (иногда «всплывает» и сейчас) до того времени, пока не началась Великая Отечественная война.
Бологое бомбили. Через эту узловую станцию проходили эшелоны с техникой, военнослужащими в сторону фронта и ранеными бойцами с полей сражений. В районе деревень Ригодищи, Тимково, Ганёво и Часовня (ныне не существует) располагались военные части, а в помещении бывшего монастыря – центр для реабилитации и отдыха офицеров. У деревни Ригодищи (за местом, где стоит современная автобусная остановка) базировался штрафной батальон. На берегу озера Ганёво стоял 140 артиллерийский полк (штаб был в бывшей Тимковской усадьбе), у деревни Часовня размещался артиллерийский дивизион, в окрестностях деревни Тимково располагался учебный батальон, где готовили новое пополнение для фронта.
Ближе к городу Бологое, в районе Остречинского моста, была подготовлена запасная партизанская база (на случай немецко-фашистской оккупации). Директор Ригодищенской школы Зотов Ф. Ф., при возникновении крайней необходимости, являлся командиром базы, а директор Тимковского детского дома Сергеева А. П. – комиссаром. Среди педагогов, воспитателей были военнообязанные, с которыми проводились учения по оказанию первой медицинской помощи в случае боевых действий.
Как вспоминает Елизавета Павловна Сергеева, учитель-пенсионер, жительница деревни Ригодищи, им строго-настрого запрещалось подходить к местам дислокации военных подразделений. Она рассказала и о том, как и почему произвели перезахоронение супругов Кантемиров.
В помещении Богородицкой церкви при бывшем монастыре (жители часто называют ее часовней) в это время разместилась пекарня и, видимо, фамильный склеп использовали как подвальное хозяйственное помещение. Очевидцы утверждают, что из усыпальницы было поднято и даже вскрыто два оцинкованных гроба, после чего тела перезахоронили на сельском кладбище. Старожилы помнят место захоронения, но сейчас там находятся совсем другие могилы.
Итак, после Александры Петровны Кантемир усадьбой владела Екатерина Александровна Купчинская. Она продолжила дело по строительству обители (монастыря и основной монастырской церкви). Отойдя от мирских дел, посвятив себя полностью служению Господу, она продала усадьбу в Ригодищах и на 1883 год ее хозяйкой становится вдова генерал-майора Аполлона Леонтьевича Дейбнер (по некоторым источникам проходит фамилия Дейнбер, что ошибочно) – Варвара Тимофеевна, которая будет проживать там с дочерью Варварой Аполлоновной вплоть до 1910 года.
Строительство монастыря продолжалось долго, и было закончено в начале 90-х годов XIX столетия, а вот основная монастырская церковь еще на 1916 год была не совсем завершена.
В 1893 году в Новгородской губернии, в 60 верстах от города Валдая, была создана и освящена женская община (заштатный монастырь), которая в 1897 году будет переименована в Ригодищенский Богородице – Рождественский женский монастырь. С начала своего существования обитель приняла 28 монахинь. Е. А. Купчинская являлась первой настоятельницей.
В начале ХХ века на территории современного селения Ригодищи были деревня, монастырь и 1-ноклассное училище при нем. Усадьба в документах не значится.
Деревня Ригодищи располагалась на землях Ригодищенского сельского общества недалеко от озера Кафтино при Кемецком почтовом тракте, и в ней насчитывалось 14 домов и 89 жителей. В селении имелись хлебозапасный магазин и мелочная лавка. Основным занятием населения являлось земледелие, побочным – отхожий промысел.
Ригодищенский Богородице-Рождественский монастырь стоял на монастырской земле и был смежен с деревней. На 1909 год в нем насчитывалось 4 жилых строения, и проживали 102 человека. На территории монастыря имелись: Богородицкая (домовая) церковь, 2 часовни и строящаяся приходская основная Рождественская церковь. Монастырские жители занимались земледелием (в том числе садоводством и огородничеством), скотоводством, рыбной ловлей и рукоделием.
При монастыре действовало 1-ноклассное мужское и женское училище с библиотекой и художественная мастерская, где писались иконы и картины, заведовала которой рясоформная монахиня Евдокия Матвеева. Учителя – 4 человека (2 мужчины и 2 женщины) – размещались в двух домах. Обучение в школе и мастерской было бесплатным. Позднее здесь работала уже 4-х классная школа, которая давала детям образование и в первые годы Советской власти.
К 1910 году на территории монастыря находилось около 20 построек. Большинство из них были деревянными: два одноэтажных дома (1885 г.) – один из церковного причта, «странноприимная сторожка» с мезонином (1894 г.), два двухэтажных сестринских корпуса (1896 и 1901 гг.), одноэтажный дом для рабочих (1898 г.), двухэтажная богадельня (1899 г.), две часовни – Николая Чудотворца и Серафима Саровского (одна из них – 1903 г.), а также несколько хозяйственных сооружений: два каретных сарая, две конюшни, два сенных сарая, баня, молочная ферма. Каменными, кроме Богородицкой усадебной церкви, были скотный двор (1897 г.), погреб-ледник и главный корпус для сестер (1909 г.). После 1910 года на территории монастыря было выстроено еще несколько каменных хозяйственных помещений.
В 1928 году монастырь разогнали, в советские времена часть построек была полностью утрачена. В 1938 году взорвана основная монастырская церковь, которую жители до сих пор называют собором. Говорят, что часть кирпича увезли в Бологое для строительства СШ № 12. Церковь просуществовала очень мало. О том, как ее рушили, засвидетельствованы воспоминания бологовца, бывшего жителя деревни Олешево, П. Иванова. Он рассказывал бологовскому краеведу Виктору Сычеву в 1991 году, что после взрыва колокол упал, но не разбился (видимо, щебень разрушенной колокольни смягчил падение). Стали мужики, в основном приезжие, бить кувалдами. Били долго и бесполезно. Поодаль стояла одна из монашек, смотрела и качала головой: «Не разбить вам…». Передохнув немного, взялись мужики за кувалды вновь. Вдруг, стоявшая до того неподвижно, монашка вздрогнула: «А теперь – разобьете», – перекрестила колокол, прошептала молитву, перекрестилась сама и пошла. Один из мужиков размахнулся, и сразу же отлетел от колокола большой кусок…
Долго еще в деревне Ригодищи в двухэтажном деревянном домике проживали две монахини ликвидированного монастыря. Матушка Маркелина умерла рано, а Мария Николаевна Медведева жила долго (до конца 70-х годов ХХ века), вместе с братом – Семеном Николаевичем. Матушка Мария была очень начитанной, но суровой по характеру женщиной. Общалась с семьей участницы Великой Отечественной войны, офицера связи, педагога Горчаковой Анны Михайловны и некоторыми другими соседями. Домик, в котором они жили, был ухоженным, вокруг небольшой огородик, садик. Везде порядок и уют. На втором этаже у Марии Николаевны была целая оранжерея, она даже ранние овощи выращивала в домашних условиях. Самый ранний картофель можно было попробовать тоже у нее.
Третья монахиня – матушка Александра – жила отдельно, мало с кем общалась. После того, как взорвали храм, она дала обет молчания и не нарушила его до конца жизни.
В городе Бологое, в семье Мамаевых по Куженкинскому шоссе, вместе со своей сестрой, после закрытия обители проживала одна из последних мастериц Ригодищенского монастыря матушка Анастасия. В Троицкой церкви хранится икона с изображением Христа Спасителя, выполненная ее рукой. При Котловановской церкви с 1944 по 1957 год читала на клиросе монахиня Параскева Федоровна Добродумова, одна из бывших монахинь Ригодищенского монастыря.
Многие монахини нашли приют у отца Анатолия (д. Григино Бологовского района).
Старожилы помнят небольшую земельную насыпь недалеко от стен бывшего сестринского корпуса в виде пирамиды, вершиной которой был гранитный столбик. Монахини чтили это место. Скорее всего, здесь была захоронена последняя (вероятно, вторая) настоятельница монастыря Анастасия Александровна Рябцова, а теперь на месте предполагаемой могилы находится игровая площадка для детей интерната.
На месте взорванного храма возвышается холм из остатков кирпичных глыб, поросший травой и березками, да памятный крест, с укором стоящий на месте варварского разрушения.
До Великой Отечественной войны в помещениях бывшего Ригодищенского монастыря функционировала школа-десятилетка, а каждое лето работал пионерский лагерь для детей бологовских школ. После первых бомбежек учителя СШ № 11 города Бологое были эвакуированы в село Кемцы, и в 1941/1942 учебном году среднюю школу перенесли из Ригодищ туда, оставив здесь семилетку. Для этого была еще одна причина. Часть школьных помещений использовали для размещения на отдых военнослужащих-офицеров. Позже, после военных, эти помещения занимал Детский дом № 2.
В настоящее время в деревне Ригодищи насчитывается 56 домов и 117 жителей, есть магазин. На территории бывшего Богородице – Рождественского монастыря сохранились руины усадебной Кантемировской церкви, на месте скотного двора стоит новый благоустроенный дом, рядом с бывшим сестринским корпусом, в котором располагаются классные помещения, выстроен новый спальный корпус интерната. От парка мало что осталось, один из двух прудов сохранился и поддерживается в порядке. В помещениях бывшего сестринского корпуса с 1961 года размещается Специализированная коррекционная школа-интернат областного комплектования для детей с ослабленным здоровьем с охватом 115 учащихся. Директор Гаврилова Людмила Ильинична старается поддерживать все в должном порядке, благодаря ее усилиям на территории интерната появился фонтан. Коллектив школы бережно сохраняет историю этого замечательного места.
Престольные праздники в деревне Ригодищи – Никола (летний) 22 мая и Никола (зимний) 19 декабря.
Любовь Сорока
По материалам Краеведческого форума сайта Putnik.ru
МОНАСТЫРЬ РИГОДИЩЕНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, кон. 19 — нач. 20 в.
Находится в средней части села, с восточной стороны его территорию ограничивает улица, с западной — поле. Монастырь возник при усадьбе Ригодищи, принадлежавшей во 2-й пол. 19 в. действительному статскому советнику Эдуарду (по другому источнику – Виссариону) Николаевичу Кантемиру (Кантемирову). На средства Кантемира и его жены Александры Петровны в 1890—92 гг. вместо деревянного храма построена существующая церковь Рождества Богородицы. В 1893 г. на средства новой владелицы усадьбы Екатерины Александровны Купчинской здесь была образована женская община, в 1897 г. переименованная в монастырь. К 1910 г., когда усадьбой владела вдова генерал-майора Варвара Тимофеевна Дейнбер, в монастыре находилось около 20 построек. Большинство из них были деревянными: два одноэтажных дома (1885) – один для церковного причта, “странноприимная сторожка” (гостиница?) с мезонином (1894), два двухэтажных сестринских корпуса (1896 и 1901), одноэтажный дом для рабочих (1898), двухэтажная богадельня (1899), две часовни Николая Чудотворца и Серафима (Саровского (одна из них – 1903 г.), а также несколько хозяйственных сооружений: два каретных сарая, две конюшни, два сенных сарая, баня, молочная ферма. Каменными, кроме церкви, были скотный двор (1897), погреб-ледник и главныЙ корпус для сестер (1909). После 1910 г. на территории монастыря выстроено еще несколько каменных сооружений: второй погреб-ледник, хозяйственная постройка, сарай и церковь, которая в 1916 г. еще не была завершена. В советское время часть построек была полностью утрачена: церковь 1910-х гг. (взорвана в 1935 г.), несколько жилых и все хозяйственные деревянные сооружения; церковь Рождества Богородицы руинирована: разрушены западный притвор с колокольней, завершение храма и частично северный притвор; сильно перестроен скотный двор: стены частично переложены, изменены расположение и форма проемов; парк сильно зарос, два пруда заболочены. Развитый архитектурный комплекс периода эклектики с разнообразными по функции и художественному облику постройками, дающими хорошее представление об архитектуре поздних монастырей, сформировавшихся на рубеже 19—20 вв.
Архитектурной доминантой и композиционным центром комплекса является главный корпус для сестер, сильно вытянутый по продольной оси территории (в направлении север—юг). Перед его восточным фасадом расположен обширный монастырский двор, посередине которого возвышается холм с заросшим основанием разрушенной церкви. С южной стороны границу двора определяет богадельня, с северной стороны рядом с главным корпусом стоит сестринский корпус 1896 г. К западу от главного корпуса находятся три небольших пруда, сохранившихся, вероятно, от усадьбы. Расположенный на открытом месте ближний к зданию пруд обсажен елями, два других пруда окаймляют небольшой мыс (возможно, первоначально остров) с парком, где сохранился фундамент небольшой прямоугольной постройки. Обособленно в северной части территории стоит церковь Рождества Богородицы. Перед западным фасадом главного корпуса находится хозяйственная постройка, остальные хозяйственные сооружения сосредоточены вдоль южной границы монастырской территории. Почти по оси главного корпуса перпендикулярно ему поставлен скотный двор — кирпичное, побеленное прямоугольное здание, расчлененное по фасадам лопатками. К востоку от него расположен почти квадратный в плане сарай под двускатной кровлей, сложенный из валунов и кирпича. На юго-восточной окраине территории сохранились два погреба-ледника.
Статья с фотографиями сохранившихся зданий монастыря на сайте Тверские своды. –>>> ЧИТАТЬ
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 – . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.
Ригодищский Богородице-Рождественский заштатный женский монастырь в имении Ригодище, в 60 верстах от уездного города Валдая. Основан в 1893 году в виде женской общины, которая в 1897 году была обращена в монастырь. Игумения. Монахинь 28.
Ведомость, стр. 66 – 67.
По материалам издания Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. – Москва, 1908.
Фото. № 1, 2 с сайта DRIVE2.RU
Фото. № 3 из коллекции музея при школе-интернате в Ригодищах с сайта Тверские своды
Фото. № 4 Павла Иванова с сайта Тверские своды
Православные храмы Тверской земли